Таблица — Дорожные карты 2021 года
Год | ПМ (ДК) по реализации ПП РФ №331 от 05.03.2021 (РП РФ №12012п-П49 от 12.11.2021) |
ПМ (ДК) по использованию ТИМ при проектировании и строительстве ОКС… (РП РФ №3719-р от 20.12.2021) |
---|---|---|
2021 |
|
|
2022 |
|
|
2023 |
|
|
2024 |
|
Технические требования к кадастровой документации:
Требования к электронному образу документа:
Однако есть исключения:
Требованиями предусмотрено, что местоположение ОКС по желанию заказчика дополнительно может быть описано в виде 3D-модели объекта, но ввиду высокой себестоимости и отсутствия практического смысла на практике это не используется.
В 2017 году был принят следующий «План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах „жизненного цикла“ объекта капитального строительства» (Поручение Правительства РФ №2468п-П9 от 11.04.2017), предусматривающий в том числе:
При утверждении плана рассматривались два варианта, один от рабочей группы при Минстрое России, другой от BIM-ассоциации. Последний и был принят за основу, несмотря на критику — в плане говорилось не столько про BIM, сколько о ценообразовании и ИСОГД.
Особенности состава и содержания проектов планировки территории, подготавливаемых в целях установления, изменения и отмены красных линий в Москве, установлены ППМ №706-ПП от 03.04.2024.
Перечень находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления сведений, подлежащих представлению с использованием координат, утвержден ПП РФ №390 от 29.03.2024 (до 01.04.2024 — РП РФ №232-р от 09.02.2017), например:
Федеральная государственная информационная система, создаваемая в целях:
Последние события:
В градостроительном плане аккумулируются сведения из документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, реестра недвижимости, информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, а также условия подключения к инженерно-техническим сетям для конкретного участка, что очень удобно, ведь застройщику не придется изучать и сопоставлять все эти документы, чтобы узнать разрешенные параметры строительства и реконструкции для своего земельного участка.
ГПЗУ требуется для подготовки проекта и получения разрешения на строительство, так как оно подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным действующим градостроительным регламентам. Хоть это и необязательно, градостроительный план рекомендуется получать и при строительстве частного жилого или садового дома, так как он позволит верно спланировать строительство, а также поможет при составлении уведомления о строительстве.
Последние события:
На территории Московской области — часть территории, служащая постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей, имеющая сосредоточенную застройку в пределах границы, установленной в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ОК 033-2013 «Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» выделяют следующие виды населенных пунктов:
См. также граница населенного пункта.
Конкретных определений самих понятий «город» и других населеленных пунктов в нормативно-правовых актах нет. Поэтому законопроектом №314773-8 от 03.2023 было предложено внести в Градостроительный кодекс двойную классификацию населенных пунктов:
Законопроект был отклонен в связи с большими предполагаемыми затратами на его реализацию. Повторно законопроект подан на рассмотрение в Государственную Думу под номером №592285-8 от 04.2024. Классификация осталась прежней, добавлено только положение, что предлагаемые изменения не являются основанием для изменения утвержденных документов территориального планирования и существующего административного-территориального статуса населенных пунктов.
Федеральный фонд данных, включающий:
Ведение фонда регулируется разделом VIII Закона РФ от 20.08.1993 №5663-I «О космической деятельности», правилами, утвержденными ПП РФ №1086 от 24.08.2019.
Сайт: https://next.gptl.ru/
Примечание — Об использовании российских геоинформационных технологий, систем и средств
В июле 2023 года 07.2023 были внесены изменения в ст.23 431-ФЗ от 30.12.2015 (законопроект №19881-8), по которым с 01.04.2024 при выполнении геодезических и картографических работ окологосударственными структурами (корпорациями, компаниями, субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса и т.п.) и их подрядчиками требуется использовать российские геоинформационные технологии, системы и средства. Их же должны обязаны использовать органы государственной власти и местного самоуправления, подведомственные организации. Перечень технологий, систем и средств должен вестись на ФППД.
В феврале 2024 года был представлен на обсуждение законопроект №145964, устанавливающий с 01.09.2024 требования, на соответствие которым уполномоченный ФОИВ (согласно ПП РФ №305 от 15.03.2024 — Минцифры) должен проверять эти используемые и разрабатываемые геоинформационные технологии, системы и средства. В тексте приводится достаточно интересный обширный перечень попадающих под действие требований функций, реализуемых в отношении пространственных данных, в том числе:
В требованиях приведен состав сведений эксплуатационной документации к геоинформационным системам и средствам и полный набор условий, которые можно себе представить в современных условиях, в том числе:
Учитывая эти требования и формируемый доступ к геоданным в рамках НСПД, в целом, можно ожидать в ближайшие годы естественную тенденцию замены существующих в органах власти публичных геоинформационных решений на разрабатываемые филиалами некоторых ведомств (Росреестр, Минстрой, Минсельхоз, Минцифры). В другом случае из-за обилия требований им вполне вероятно смогут предъявляться неожиданные претензии, а это последнее, в чем заинтересовано их руководство.
Примечание — О Госкорпорации Роскосмос как единственном поставщике ДЗЗ
В октбяре 2023 года был представлен законопроект №458714-8 о наделении Госкорпорации «Роскосмос» статусом единственного поставщика ДЗЗ для государственных и муниципальных заказчиков. С критикой законопроекта выступил глава комитета Совета Федерации по экономической политике. Законопроект был принят в третьем чтении в апреле 2024. Основные итоговые положения:
Последние события:
Первичные данные, получаемые непосредственно с помощью аппаратуры дистанционного зондирования Земли, установленной на борту космического аппарата, и передаваемые или доставляемые на Землю из космоса посредством электромагнитных сигналов, фотопленки, магнитной ленты или какими-либо другими способами, а также материалы, полученные в результате обработки первичных данных, осуществляемой в целях обеспечения возможности их использования.
С 01.01.2025 (согласно законопроекту №458714-8) — первичные данные, получаемые непосредственно с помощью аппаратуры дистанционного зондирования Земли, установленной на борту космического аппарата, и передаваемые или доставляемые на Землю из космоса посредством электромагнитных сигналов, фотопленки, магнитной ленты или какими-либо другими способами, а также продукты, созданные в результате обработки первичных данных посредством их геопривязки, радиометрической и геометрической коррекции, осуществляемой в целях обеспечения возможности их использования.
Раздел о дистанционном зондировании на сайте Роскосмоса: https://www.roscosmos.ru/24707/
Перечень основных терминов с определениями в области ДЗЗ представлен в ГОСТ Р 59754—2021.
Перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг и работ представлены в специальном разделе Единого портала бюджетной системы РФ.
Подборка выписок из иностранных реестров недвижимости доступна на сайте https://schmidt-export.ru/…
По мнению Росреестра, изложенному в письме от 28.12.2023 №11-03201/23, к объектам электросетевого хозяйства относятся как объекты капитального строительства, так и некапитальные строения, сооружения. На это указывает Определение ВС РФ от 27.06.2022 №308-ЭС22-9622, согласно которому:
В общем понимании – это форма существования истины, обоснованной каким-либо способом (например, экспериментом, логическим доказательством).
См. также «О подтверждении достоверности пространственных данных».
Примечание — О подтверждении достоверности пространственных данных
Согласно изменениями, внесенным в ФЗ „О геодезии, картографии и пространственных данных“» 491-ФЗ от 04.08.2023, фондодержатель государственного фонда пространственных данных должен подтверждать достоверность включаемых пространственных данных и материалов. Соответствующее положение утверждает Правительство РФ.
В декабре 2023 года был представлен на обсуждение проект ПП РФ «Об утверждении Положения о подтверждении достоверности пространственных данных и материалов, полученных в результате выполнения геодезических и картографических работ» (см. обзор). Итоговое Положение утверждено ПП РФ №375 от 27.03.2024, по которому с 01.04.2024 фондодержатель обеспечивает проверку представленных пространственных данных и материалов (ПДиМ) (за исключением отчета о создании и каталога координат геодезической сети специального назначения) на соответствие следующим критериям:
Могут быть проведены (если иначе подтверждение достоверности невозможно):
Результатом подтверждения достоверности является заключение, подготавливаемое в срок не более 90 календарных дней (104 — при значительном объеме продукции).
Последние события:
Таблица — Виды уведомлений
№ | Уведомление | Примечания |
---|---|---|
1 | о планируемом строительстве или реконструкции | Уведомление должно содержать сведения о планируемых параметрах объекта (рекомендации и пример составления в Москве). На территориях исторических поселений к уведомлению прикладывается описание внешнего облика объекта либо используемое типовое архитектурное решение. Может понадобиться соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности Онлайн-услуги в Москве: общая, Троицк, Щербинка, ООПТ, в Московской области |
2 | о соответствии описания внешнего облика объекта предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства | Формируется органом исполнительной власти, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в течение десяти рабочих дней. В случае ненаправления ответа в срок объект считается соответствующим |
3 | о несоответствии описания внешнего облика объекта предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства | |
4 | о соответствии указанных параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке | В случае ненаправления иного ответа в срок строительство считается согласованным |
5 | о несоответствии указанных параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта на земельном участке | Перечень оснований приведен в п.10 ст.51.1 ГрК. Также направляется в органы государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля, охраны объектов культурного наследия. Ненаправление в срок также считается согласованием строительства |
6 | об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции | Рассматривается в том же порядке, что и первичное уведомление |
7 | об окончании строительства или реконструкции объекта | Подается в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции. К уведомлению прикладывается технический план, в уведомлении указываются сведения об оплате государственной пошлины за осуществление регистрации прав Онлайн-услуги в Москве: общая, Троицк, Щербинка, ООПТ, в Московской области |
8 | о соответствии построенного или реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности | Проверяются не только параметры построенного объекта на соответствие требованиям, действовавшим на дату подачи 1, но и допустимость размещения объекта в соответствии с ограничениями, установленными на дату поступления 7 |
9 | о несоответствии построенного или реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности |
В сентябре 2023-года был представлен проект приказа Минстроя «Об утверждении требований к формату (XML) предоставления сведений, содержащихся в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома». А в октябре — проект приказа об утверждении требований к формату предоставления сведений, содержащихся в уведомлении о несоответствии.
В итоге утверждены XML-схемы:
Информация о согласующих частное строительство органах на территории Московской области представлена в файле «Полезная информация для застройщиков» на странице услуги.
Уведомительный порядок строительства, реконструкции жилых, садовых домов описан в статье 51.1 Градостроительного кодекса. Говоря коротко:
Далее согласно п.16 ст.55 ГрК РФ застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает уведомление об окончании строительства:
Если посчитать, то всего возможных уведомлений при уведомительном порядке не два, и не четыре, а девять. Формы основных семи утверждены Приказом Минстроя России №591/пр от 19.09.2018. Еще два формируются органом охраны объектов культурного наследия.
В Москве узнать статус заявления о постановке объектов на кадастровый учет и регистрации права можно в Едином контактном центре Стройкомплекса по телефону +7 (499) 401-01-01 в будние дни с 9:00 до 20:00 и по электронной почте help@str.mos.ru.
В марте 2024 года утверждено новое «стратегическое направление» в области цифровой трансформации государственного управления (РП РФ №637-р от 16.03.2024).
В предыдущем «направлении» (РП РФ №2998-р от 22.10.2021), в основном говорилось в общем о таких технологических трендах, как искусственный интеллект, большие данные и интернет вещей. Новый документ, который вырос с 16 до 103 страниц, больше посвящен крупным инфраструктурным проектам:
Дополнительно в документе можно обратить внимание на следующие интересные моменты:
Технологии, на которые делается ставка:
В приложении 2 приведена интересная форма, которую имеет смысл по аналогии применять в других исследованиях. В ней в табличной форме представлен анализ проблем заинтересованных лиц (ранжирование проблематики бенефициаров — в терминологии авторов).
Последние события:
В документе под названием «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления» (РП РФ №637-р от 16.03.2024) используется понятие «гиперавтоматизация» для обозначения автоматизации рабочих процессов с помощью искусственного интеллекта.
Ключевой идеей является перевод государственных и муниципальных информационных ресурсов на сервисную модель с применением облачных технологий. Для уменьшения риска «тотального отказа» предполагается создание распределенной, но при этом скоординированной с точки зрения мониторинга и управления инфраструктуры центров обработки данных. В рамках Гособлака предусматривается оказывать услуги по предоставлению облачных вычислений, под которыми понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционную обработку данных информационных систем в совмещенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуре.
Последние события:
Последние события:
Требования к отображению на картографических материалах границ утверждены Приказом Росреестра №П/0559 от 01.12.2021.
Виды специальных карт установлены ПП РФ №1298 от 03.12.2016, например:
Требования к точности, форматам представления, используемым системам координат специальных карт установлены Приказом Минэкономразвития России №143 от 29.03.2017.
Примечание — О государственных топографических картах и планах
Требования к государственным топографическим картам и государственным топографическим планам (состав сведений, условные обозначения, точность, формат представления в электронной форме) утверждены Приказом Минэкономразвития России №271 от 06.06.2017, а требования к периодичности обновления и масштабам — ПП РФ №400 от 30.03.2024 (проект):
По сравнению с ранее действовавшими требованиями, утвержденными ПП РФ №1174 от 12.11.2016, с 01.04.2024:
Таблица — Масштабы, в которых создаются государственные топографические карты и государственные топографические планы
Территории | ПП РФ №1174 от 12.11.2016 | ПП РФ №400 от 30.03.2024 |
---|---|---|
населенных пунктов |
1:2 000 |
1:2 000 |
городов |
|
1:10 000 |
с высокой плотностью населения (РП РФ №707-р от 25.05.2004) |
1:10 000 |
|
с высокой плотностью населения (Росстат) |
|
1:25 000 |
на которые распространяется 119-ФЗ от 01.05.2016 |
|
1:25 000 |
ОСЭР |
|
1:25 000 |
крупных и крупнейших городских агломераций |
|
1:25 000 |
территории, в отношении которых предусмотрена реализация федеральных проектов, программ |
|
1:25 000 |
остальные территории |
1:50 000 |
1:50 000 1:100 000 1:200 000 1:1 000 000 |
Последние события:
В Москве в особых «территориальных зонах сохраняемого землепользования» виды считаются установленными в соответствии со сведениями ЕГРН.
В постановлениях об утверждении ПЗЗ могут содержаться положения об ограничениях на применение вспомогательных видов, например:
Разрешения на условно разрешенные виды выдаются местной администрацией после общественных обсуждений или публичных слушаний.
Все виды разрешенного использования земельных участков, установленные ПЗЗ, должны соответствовать единому классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Росреестра №П/0412 от 10.11.2020 (пришел на смену приказу Минэкономразвития России №540 от 01.09.2014). Для ОКС и помещений ВРИ пока не устанавливаются ввиду отсутствия классификаторов.
Основные и условно разрешенные виды вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения о земельном участке. Вносить сведения о вспомогательных ВРИ в ЕГРН не требуется согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление №42-П/2020 от 16.10.2020). Для закрепления этого положения в Градостроительный кодекс принят 493-ФЗ от 30.12.2021 (законопроект №1153910-7).
До утверждения единого классификатора органы местного управления присваивали ВРИ земельным участкам по собственному усмотрению. В связи с чем, наименования видов разрешенного использования могут не совпадать с действующим классификатором. Для установления соответствия вида участка действующему классификатору (по сути — для изменения наименования ВРИ) правообладатель земельного участка вправе подать соответствующее заявление в орган исполнительной власти субъекта РФ на основании п.13 ст.34 Федерального закона №171-ФЗ от 23.06.2014, например:
В некоторых случаях за изменение основного вида разрешенного использования берется плата, например при смене на вид использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства:
В Московской области есть специальная услуга по предварительному расчету стоимости смены ВРИ.
Для изменения ВРИ на не предусмотренный градостроительным регламентом вид, необходимо сперва внести изменения в ПЗЗ.
Согласно Порядку определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 №514, виды разрешенного использования земельного участка оказывают непосредственное влияние на расчет кадастровой стоимости. Так, после изменения вида разрешенного использования участка изменяется и его кадастровая стоимость.
За использование земельного участка не по целевому назначению и не в соответствии с его разрешенным использованием предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (п.1 ст.8.8 КоАП РФ).
Судебная практика по вопросу о государственной регистрации договоров аренды на разные части одного объекта недвижимости приведена в письме Росреестра от 05.03.2024 №14-01544/24.
Согласно классификатору, утвержденному приказом Росреестра №П/0510 от 24.12.2018, к обременениям и ограничениям относятся:
Последние события:
Фондодержателем и организацией, ответственной за ведение портала был назначен ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» (Приказ Росреестра №П/0240 от 14.07.2020) — теперь это ППК «Роскадастр».
Помимо ФФПД существуют региональные, ведомственные фонды, фонд пространственных данных обороны. Так, например, из Фонда пространственных данных Московской области с 07.2023 получить сведения можно по электронной услуге.
Последние события:
В Москве действуют одновременно несколько ПЗЗ, утвержденные:
Если ПЗЗ г.о. Щербинка повторяют градостроительные регламенты, установленные для всей Москвы, то на территории г.о. Троицк с 20.04.2023 для некоторых земельных участков применяются минимальные отступы от границ земельного участка для строительства. А в ПЗЗ для Сколково предусмотрен такой параметр как минимальная площадь земельного участка, которая устанавливается в размере не менее суммы площади размещаемых на его территории объектов.
В Москве ПЗЗ можно посмотреть на карте ИАИС ОГД Москвы или скачать документ в формате PDF, в Московской области сведения о ПЗЗ размещены на Геопортале Подмосковья. Также ПЗЗ можно найти на сайтах местных администраций, список которых выложен по адресу https://mosoblarh.mosreg.ru/...
Направить предложение о внесении изменений:
Заметим, что в Москве особая ситуация — на территории действуют сразу [несколько ПЗЗ 3231]. Отступы не установлены для всей территории, кроме г.о. Троицк, где в территориальных зонах с видами разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2), «Ведение садоводства» (код 13.2) установлены следующие минимальные отступы от границ земельного участка: