Основные понятия. Ликбез

Недвижимость

Имущество бывает движимым и недвижимым. Недвижимое имущество также называют недвижимой вещью или недвижимостью. Самые распространенные виды недвижимости — это земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, машино-места.

Земельный участок — это часть земной поверхности, обладающая особыми характеристиками, которые выделяют её из окружающих земель: описание местоположения в виде координат, площадь, адрес и другие. Границы участка могут быть закреплены на местности специальными межевыми знаками, проходить по элементам ограждений, естественным природным объектам или не быть закреплены вовсе.

Самыми распространенными объектами капитального строительства являются жилые и нежилые здания, а также сооружения. Учитываются только такие объекты, которые имеют неразрывную связь с землей — фундамент. Поэтому различные навесы и контейнеры учёту не подлежат. Объекты, строительство которых незавершено, тоже можно учитывать как недвижимость, если это требуется, например, для совершения сделки.

Сооружения — это объекты строительства, предназначенные в первую очередь для некоей технологической функции, а не для пребывания людей. Например, мост, трансформаторная подстанция, различные коммуникации и даже дороги — это всё сооружения.

Помещения — это пространства внутри здания, ограждённые строительными конструкциями (стенами, перегородками). Помещения могут включать в себя несколько комнат и помещений вспомогательного назначения. То есть, помещение стоит воспринимать как пространство внутри здания или сооружения, которое учитывается как один объект права. Помещения бывают жилые и нежилые.

По Гражданскому кодексу к недвижимости еще относятся регистрируемые иным способом воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, из чего мы можем сделать вывод, что термин "недвижимый" означает невозможность смены владельца без государственной регистрации, а вовсе не пространственную привязку.

Движимым имуществом считается все остальное, включая деньги и ценные бумаги.

Если вы попробуете разобраться, какие виды недвижимости сегодня упоминаются в нормативно-правовых актах, то обнаружите, что сегодня действует несколько пересекающихся классификаций:

  • при архитектурно-строительном проектировании;
  • при адресации;
  • при кадастровом учете и регистрации права;
  • при обеспечении безопасности;
  • при проектировании и строительстве;
  • при учете основных фондов;
  • при реализации жилищных прав.

В населенных пунктах все действия с недвижимостью осуществляются в рамках градостроительной деятельности.

Таблица — Последовательность основных градостроительных действий

Стадии градостроительной деятельностиСтадии жизненного цикла ОКСКомплекс работРаботыРазрабатываемая документация
Территориальное планирование
Разработка схемы территориального планирования
Схема территориального планирования


Разработка генерального плана
Генеральный план поселения,  городского округа
Градостроительное зонирование
Разработка правил землепользования и застройки
Правила землепользования и застройки
Планировка территории
Разработка проекта планировки территории
Проект планировки территории


Разработка проекта межевания территории
Проект межевания территории


Образование земельного участкаКадастровые работыМежевой план



Государственный кадастровый учет и регистрация правВыписка из ЕГРН
Архитектурно-строительное проектирование
Инженерные изыскания
Инженерные изыскания
Результаты инженерных изысканий

ПроектированиеПроектированиеПодготовка градостроительного планаГрадостроительный план земельного участка



Разработка проектной документацииПроектная документация



Государственная экспертизаЗаключение экспертизы



Создание информационной модели зданияИнформационная модель здания
СтроительствоСтроительство и консервацияСтроительствоСогласование строительстваРазрешение на строительство


Образование объекта недвижимостиКадастровые работыТехнический план



Ввод в эксплуатацию
Разрешение на ввод в эксплуатацию



Государственный кадастровый учет и регистрация правВыписка из ЕГРН



Техническая инвентаризацияТехнический паспорт (для жилого фонда)
Эксплуатация зданий и сооруженийЭксплуатация и текущий ремонтУчет в ГИС ЖКХУчет в ГИС ЖКХ
Электронный паспорт


Перепланировка, переустройствоРазработка проекта перепланировки, переустройстваПроект перепланировки, переустройства



Согласование перепланировки, переустройстваАкт о завершенной перепланировке, переустройстве



Техническая инвентаризацияТехнический паспорт



Кадастровые работыТехнический план



Государственный кадастровый учет и регистрация правВыписка из ЕГРН


Учет ограничений, обременений праваКадастровые работыТехнический план



Государственный кадастровый учет и регистрация правВыписка из ЕГРН
Реконструкция объектов капитального строительстваРеконструкцияРеконструкцияРазработка проектной документацииПроектная документация



Согласование реконструкцииРазрешение на строительство (реконструкцию)



Кадастровые работы
Технический план



Ввод в эксплуатациюРазрешение на ввод в эксплуатацию



Государственный кадастровый учет и регистрация правВыписка из ЕГРН



Техническая инвентаризацияТехнический паспорт
Капитальный ремонтКапитальный ремонтКапитальный ремонт


СносПрекращение существования объекта недвижимостиКадастровые работыАкт обследования



Кадастровый учет
Выписка из ЕГРН
Благоустройство территорий




Объекты недвижимости являются объектами права. Они могут быть в собственности, стать предметом сделки купли-продажи, аренды, залога и т.п. Как объект права недвижимость облагается налогом, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости за квадратный метр. Кадастровая стоимость массово определяется государственными оценщиками и должна быть несколько менее рыночной. Оценка проводится раз в несколько лет и может быть оспорена правообладателем.

Для того, чтобы объект недвижимости стал объектом права и налогообложения, его необходимо учесть в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Само действие по внесению сведений в ЕГРН или их изменению называется государственным кадастровым учётом, который сопровождается государственной регистрацией права. Эти действия проводятся на основании заявления правообладателя и приложенных документов, подготовленных кадастровым инженером. Каждому учтенному в ЕГРН объекту присваивается кадастровый номер.

Учет сведений ЕГРН ведется во ФГИС ЕГРН. Заявления с приложенным документами подаются в Многофункциональных центрах, либо через Интернет на официальном портале Росреестра, в Личном кабинете или посредством ПО, подключенного через программный интерфейс прямого доступа.

Сведения о текущих учтенных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных прав и обременениях можно получить в бумажном или электронном виде в форме выписок из ЕГРН. Кадастровые паспорта и свидетельства уже ушли в прошлое.

Кадастровый инженер — это физическое лицо, член СРО кадастровых инженеров. Он подготавливает документы в электронном виде в формате XML и подписывает квалифицированной электронной цифровой подписью:

  • межевые планы в отношении земельных участков;
  • технические планы в отношении других объектов недвижимости;
  • акты обследования при прекращении существования объектов капитального строительства.

Каждый объект недвижимости обладает определённым набором характеристик, которые позволяют выделить такой объект в качестве индивидуальной вещи. Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено более пятидесяти характеристик, которые делятся на основные и дополнительные. Основные устанавливаются или изменяются в результате образования или изменения самого объекта недвижимости, дополнительные — присваиваются решениями органов государственной или муниципальной власти и, как правило, могут содержаться в иных реестрах.

Критика действующей системы

Чтобы стать лучше, нужно признать свои недостатки:

  • в современном имущественном законодательстве существует нехватка единых базовых классификаторов. Когда недвижимость рассматривается с различных сторон, используются разные термины и подходы к описанию объектов. Даже наименования видов объектов недвижимости и вроде бы простые понятия этажности или площади, будут отличаться на стадии проектирования, инвентаризации, кадастрового учета и эксплуатациии;
  • законы слабо описывают прямые действия в различных ситуациях. Вместо этого по каждому конкретному случаю компромисс в трактовке размытых по всему пласту законодательства требований достигается путем долгих переписок правообладателей, кадастровых инженеров и представителей согласующих, надзорных и регистрирующих органов. Цена этому — значительные потери времени и средств правообладателей и предпринимателей;
  • в законодательстве в принципе отстутствует описание ряда существующих в действительности объектов и процессов, например аппартаментов, частных домов на несколько семей, перепланировки в нежилых зданиях, общего имущества в нежилых зданиях;
  • затягивается практическая реализация уже утвержденных реформ из-за нехватки специалистов и ресурсов как на уровне управления, так и на местах;
  • государственные органы на практике неохотно идут на диалог с профессиональным, к сожалению разрозненным, сообществом. Деятельность не так давно созданных и потому делающих только первые шаги саморегулируемых организаций пока приносит мало видимых значимых результатов;
  • осуществляются попытки возврата к государственной монополии на рынке кадастровых работ;
  • вызывает вопросы сложившаяся система ведения поэтажных планов в ЕГРН. Так как в кадастре отстутствует единая плановая (пространственная) модель здания, то получить, к примеру, сплошной актуальный план здания практически невозможно. Вместо редактирования общего поэтажного плана здания при отдельных перепланировках, новые планы на отдельные помещения добавляются в кадастр отдельными кусочками и не связываются воедино.

Дополнительно см. Отчет Счетной палаты о результатах проверки результативности и достижения целей предоставления средств федерального бюджета в 2018–2020 годах.

Тренды

Несмотря на общий скорее традиционный уклад жизни в России, среди государственных деятелей на удивление широко приветствуется максимальное внедрение информационных технологий. Поэтому можно осторожно предполагать с большой долей скептицизма следующие изменения:

  • дальнейшая централизация ведомственных баз данных, так как их местное ведение привело к созданию множества параллельных систем и правил учета;
  • внедрение псевдо-блокчейна без децентрализации из-за относительно небольших затрат на учет хэшей и большого PR-эффекта;
  • тяжелая и медленная, но все же цифровизация всех услуг из-за требования соблюдать показатели при несоверешенном законодательстве;
  • постепенная автоматизация работы рядовых сотрудников органов учета в некоем симбиозе жестких регламентов, смарт-контрактов и нейросетей;
  • усиление или ослабление государственной монополии в области кадастровой деятельности при различных сценариях развития ситуации;
  • изменение роли кадастровых инженеров с общем уровнем автоматизации. Необходимость в подготовке промежуточной кадастровой документации в текущем виде будет исчезать по мере развития интерфейсов государственных услуг;
  • глобальное внедрение стандартизированных информационных моделей объектов капитального строительства, в том числе при кадастровом учете. В связи с этим стоит ожидать усиление позиций Минстроя. Возможна перетасовка полномочий ведомств вследствие борьбы на выживание за бюджет. Станут востребованными услуги по поддержке и актуализации информационных моделей;
  • на рынке есть спрос на сервисы, упрощающие использование электронной цифровой подписи, а значит будет и предложение;
  • сложилась ситуация, при которой многие объекты недвижимости исторически несовершенны с точки зрения наличия всей документации и учета. В то же время общая алгоритмизация и цифровизация государственных услуг рассчитана на идеальные объекты. Из-за этого наступает общий «ступор». Естественным решением будут точечные амнистии для групп объектов в определенной ситуации.

Следующие изменения имеют менее высокую вероятность в ближайшее время:

  • гармонизация законодательства;
  • переход на децентрализованный блокчейн;
  • появление реальной финансовой и персональной ответственности государственных органов перед заявителями за ненадлежащее исполнение обязанностей;
  • усиление влияние саморегулируемых организаций на государственные органы.

Термины

Акт обследования

Документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных документов подтверждает прекращение его существования.

Аренда

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В аренду могут быть переданы:

  • земельные участки и другие обособленные природные объекты;
  • предприятия и другие имущественные комплексы;
  • здания, сооружения;
  • оборудование, транспортные средства;
  • другие непотребляемые вещи.
Благоустройство территории

Вид градостроительной деятельности, деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Вид разрешенного использования (ВРИ)

Характеристика земельных участков, объектов капитального строительства и помещений, ограничивающая возможность их использования по целевому назначению.

Перечни основных, условно разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования для земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются в градостроительном регламенте каждой территориальной зоны, сведения о котором можно получить в Правилах землепользования и застройки.

Основные и вспомогательные виды выбираются и изменяются правообладателями земельных участков (за рядом исключений) самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

В постановлениях об утверждении ПЗЗ могут содержаться положения об ограничениях на применение вспомогательных видов, например:

  • в соответствии с п.3.3.5. ПП Москвы №120-ПП от 28.03.2017 суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка.

Разрешения на условно разрешенные виды выдаются местной администрацией после общественных обсуждений или публичных слушаний.

Все виды разрешенного использования земельных участков, установленные ПЗЗ, должны соответствовать единому классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Росреестра №П/0412 от 10.11.2020 (пришел на смену приказу Минэкономразвития России №540 от 01.09.2014). Для ОКС и помещений ВРИ пока не устанавливаются ввиду отсутствия классификаторов.

Основные и условно разрешенные виды вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения о земельном участке. Вносить сведения о вспомогательных ВРИ в ЕГРН не требуется согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление №42-П/2020 от 16.10.2020). Для закрепления этого положения на законодательном уровне разработан законопроект №1153910-7.

Общий классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Росреестра №П/0412 от 10.11.2020, который заменил приказ Минэкономразвития России №540 от 01.09.2014. Для ОКС и помещений ВРИ пока не устанавливаются ввиду отсутствия классификаторов.

До утверждения единого классификатора органы местного управления присваивали ВРИ земельным участкам по собственному усмотрению. В связи с чем, наименования видов разрешенного использования могут не совпадать с действующим классификатором. Для установления соответствия вида участка действующему классификатору (по сути — для изменения наименования ВРИ) правообладатель земельного участка вправе подать соответствующее заявление в орган исполнительной власти субъекта РФ на основании п.13 ст.34 Федерального закона №171-ФЗ от 23.06.2014, например:

В некоторых случаях за изменение основного вида разрешенного использования берется плата, например при смене на вид использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства:

  • cогласно ПП Москвы № 593-ПП от 10.09.2013 на основании ст.22 Федерального закона №43-ФЗ от 05.04.2013
  • согласно ПП Московской области №1190/57 от 31.12.2013 на основании п.3 ст.5.1 Закона Московской области №23/96-ОЗ от 07.06.1996.

Для изменения ВРИ на не предусмотренный градостроительным регламентом вид, необходимо сперва внести изменения в ПЗЗ.

Согласно Порядку определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 №514, виды разрешенного использования земельного участка оказывают непосредственное влияние на расчет кадастровой стоимости. Так, после изменения вида разрешенного использования участка изменяется и его кадастровая стоимость.

За использование земельного участка не по целевому назначению и не в соответствии с его разрешенным использованием предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (п.1 ст.8.8 КоАП РФ).

Вопросы местного значения

Вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости

Документ в электронной форме или на бумажном носителе, содержащий определенные сведения Единого государственного реестра недвижимости.

Существуют следующие формы выписок:

  • Выписка об объекте недвижимости;
  • Выписка о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • Выписка о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • Выписка о содержании правоустанавливающих документов;
  • Выписка о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве;
  • Выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
  • Выписка о переходе прав на объект недвижимости;
  • Выписка о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;
  • Выписка о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • Выписка о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, лесопарке, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории;
  • Выписка о границе между субъектами Российской Федерации, границе муниципального образования и границе населенного пункта.

Иные предоставляемые органом кадастрового учета документы:

  • Кадастровый план территории;
  • Справка о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости;
  • Уведомление об отсутствии сведений о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости;
  • Уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений;
  • Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.

Последние события:

  • 04.2021 — Росреестр подготовил законопроект о бесплатном предоставлении сведений собственникам объектов недвижимости с предложением убрать плату в будущем для всех.
Геодезический пункт

Инженерная конструкция, закрепляющая точку земной поверхности с определенными координатами.

Геодезическая сеть

Совокупность геодезических пунктов, используемых в целях установления и (или) распространения систем координат, предусмотренных Федеральным законом №431-ФЗ от 30.12.2015 «О геодезии, картографии и пространственных данных...».

Государственный кадастр недвижимости (ГКН)

Федеральный государственный информационный ресурс, представляющий собой систематизированный свод сведений:

  • об учтенном недвижимом имуществе,
  • о прохождении Государственной границы Российской Федерации;
  • о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов;
  • об особых экономических зонах;
  • о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий;
  • о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • иных сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

С 1 января 2017 года сведения ГКН считаются переданными в ЕГРН.

Государственный кадастровый учет

Внесение в ЕГРН сведений о объекте недвижимости.

Государственная кадастровая оценка

Совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости:

  1. принятие решения о проведении;
  2. определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах;
  3. утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Все полученные сведения и материалы направляются в фонд данных государственной кадастровой оценки, который ведет орган регистрации прав.

Государственная регистрация прав

Юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Градостроительная деятельность

Деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

Градостроительное зонирование

Вид градостроительной деятельности, зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

При планировании и застройке — установление границ территориальных зон с регламентами их использования по функциональному назначению, параметрам застройки и ландшафтной организации.

Градостроительный регламент

Устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны:

  • виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства;
  • предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков;
  • предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

Cвод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях и иных сведений.

Единая электронная картографическая основа (ЕЭКО)

Систематизированная совокупность пространственных данных о территории Российской Федерации.

ЕЭКО обладает следующими свойствами:

  • не содержат информацию, относящуюся к государственной тайне;
  • подлежит открытому опубликованию;
  • используется при создании государственных топографических карт и планов;
  • является картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (сейчас, скорее всего в связи с переходом на ГИС ЕЭКО, на [публичной кадастровой карте 499] заменена на карту OpenStreetMap);
  • является основой государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Основа должна содержать сведения:

  • рельеф местности (1:50000);
  • гидрография и гидротехнические сооружения;
  • населенные пункты;
  • промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;
  • дорожная сеть и дорожные сооружения;
  • растительный покров и грунты;
  • граница РФ и границы между субъектами РФ;
  • наименования географических объектов;
  • иные несекретные данные.

Последние события:

  • 07.2019 — Приказом Росреестра №П/0288 от 10.07.2019 «О наделении полномочиями..» создание государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы (ГИС ЕЭКО) поручено ФГБУ Центр геодезии, картографии и ИПД;
  • 03.2021 — Росреестр отчитался о состоянии дел по разработке ЕЭКО:
    • на начало 2021 года  ЕЭКО создана на 24,5%;
    • в 2021 году запланировано достижение значения показателя в размере 37,3%.
Зоны с особыми условиями использования территорий

Охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инженерные изыскания

Изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

Кадастровое деление

Деление органом регистрации прав территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров.

Порядок кадастрового деления утвержден Приказом Минэкономразвития России №877 от 24.11.2015.

Кадастровая деятельность

Выполнение кадастровым инженером всех необходимых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов в целях кадастрового учёта, а именно:

  • межевых планов для земельных участков;
  • технических планов для объектов капитального строительства и помещений;
  • актов обследования при прекращении существования зданий и сооружений.
Кадастровая стоимость

Стоимость объекта недвижимости, определенная в результате проведения государственной кадастровой оценки.

Кадастровый инженер

Специалист, состоящий в саморегулируемой организации и имеющий право на осуществление кадастровой деятельности.

Институт кадастровых инженеров в России появился с принятием Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007. Однако согласно п.1 ст.44 221-ФЗ в редакции от 01.03.2008 переходный период продлился еще три года, и вплоть до 1 января 2011 года кадастровую деятельность могли осуществлять еще землеустроители.

Кадастровый номер

Неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификатор, присваиваемый органом регистрации прав каждому объекту недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Кадастровый номер объекта недвижимости имеет формат КО:КР:КВ:ОН, где:

  • КО — уникальный учетный номер кадастрового округа (соответствует номеру субъекта РФ;
  • КР — порядковый номер кадастрового района в кадастровом округе (соответствует муниципальному образованию);
  • КВ — порядковый номер кадастрового квартала в кадастровом районе;
  • ОН — порядковый номер записи об объекте недвижимости в ЕГРН в пределах данного кадастрового квартала.

Нумерация объектов в пределах одного кадастрового квартала сквозная, то есть каждому новому объекту в кадастровом квартале присваивается следующий по порядку номер, вне зависимости от вида объекта недвижимости. Каждый новый объект недвижимости при постановке на кадастровый учёт получает следующий по порядку номер в пределах одного кадастрового квартала. То есть по кадастровым номерам объектов, расположенных в одном кадастровом квартале, в большинстве случаев можно определить, какой из них поставлен на кадастровый учёт раньше.

Если номер кадастрового округа, района или квартала состоит менее чем из двух или семи цифр, перед ними принято добавлять нули. Например, для кадастрового округа — 04, для кадастрового квартала — 04:01:0004041. Такие полные номера используются сегодня для поиска, заказа сведений, а также для подачи заявлений по государственным и муниципальным услугам. Однако, с начала 2021 года на публичной кадастровой карте у кадастрового номера дополнительные нули не отображаются, что более соответствует требованиям к нумерации. Например, объект недвижимости с кадастровым номером 04:01:0010107:133 на публичной кадастровой карте будет показан как объект с номером 4:1:10107:133. Увидеть номер с добавленными нулями на публичной карте можно в всплывающем окне, закрыв левую панель и кликнув на объект.

Кадастровый номер уникален, то есть не существует двух разных объектов недвижимости с одинаковым кадастровым номером. Также у одного объекта недвижимости не должно быть двух и более кадастровых номеров. Однако, на практике можно объекты, у которых эта норма нарушена. В таком случае, тот номер, к которому привязана запись о регистрации прав, является достоверным, а остальные называются дублями и подлежат исключению из ЕГРН в рамках процедуры верификации. 

Причинами возникновения дублей являются:

  • произведённые до 2013 года перепланировки или реконструкция объекта, которые не были узаконены, а также необоснованное и не зарегистрированное в ЕГРП изменение объектов;
  • ошибки в ЕГРН, возникшие при слиянии баз данных ЕГРП, ЕГРОКС и ГКН.

Кадастровый номер присваивается объекту недвижимости один раз и не изменяется до тех пор, пока объект недвижимости не прекратит своё существование. Поэтому при изменении границ между субъектами РФ или муниципальными образованиями кадастровые номера объектов недвижимости сохраняются в том же виде. Ярким примером является ситуация с присоединением к Москве новых территорий в 2012 году: все ранее учтенные земельные участки, включенные в границы города Москвы из Московской области, сохранили свои кадастровые номера. Именно поэтому на территории «новой Москвы» можно встретить большое количество земельных участков, кадастровые номера которых начинаются с округа 50.

Если объект недвижимости расположен в пределах нескольких кадастровых кварталов, кадастровых районов или кадастровых округов, то такой объект ставится на кадастровый учет соответственно в нулевой кадастровый квартал, условный кадастровый район или Общероссийский кадастровый округ. Это характерно для линейных объектов, например, нефте- и газопроводов). Им зачастую присваивается соответствующий кадастровый номер с нулевым кварталом, районом или округом. При этом количество нулей должно соответствовать исходной структуре кадастрового номера. Например, объект недвижимости, расположенный в пределах нескольких кадастровых кварталов в ЦАО г. Москвы получит кадастровый номер 77:1:0:N (77:01:00000000:N), где N - номер объекта в кадастровом квартале.

Кадастровый номер с нулевым кадастровым кварталом и (или) условным кадастровым районом присваивается также при внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если невозможно установить его точное местоположение. Например, объект может стоять на учете без координат. Но даже после проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ такого объекта, кадастровый номер не изменятся.

После прекращения существования объекта недвижимости и снятия его с государственного кадастрового учета, кадастровый номер такого объекта повторно не используется.

Структура и правила присвоения кадастрового номера одинаковы для любых объектов недвижимости, поэтому по кадастровому номеру нельзя определить вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, ОНС, помещение или машино-место).

Важно помнить, что привычный сегодня вид кадастровых номеров появился в 2000—2001 годах. Все другие номера, которые были присвоены объектам до этого времени, как правило, имеют иную структуру и считаются ранее присвоенными номерами (условными, инвентарными и пр.), несмотря на то, что в названии такого номера может быть указано «кадастровый».

Наличие кадастрового номера свидетельствует о том, что объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет. Однако, если кадастровый номер объекта неизвестен правообладателю, это не означает, что его нет. Кадастровый номер объекта недвижимости можно узнать, воспользовавшись поиском на официальном сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» по адресу, ранее присвоенному номеру, номеру права или ограничения, которые указаны в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах или документах технической инвентаризации.

Документы, в которых может быть указан кадастровый номер:

  • выписка из ЕГРН;
  • кадастровая выписка, кадастровый паспорт;
  • cвидетельство о государственной регистрации права;
  • решение органа государственной или муниципальной власти о предоставлении объекта недвижимости;
  • договор;
  • иные правоустанавливающие документы.
Капитальный ремонт

Кроме линейных объектов — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Для линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

При строительстве — (refurbishment, renovation) обновление и усовершенствование существующей установки, здания или сооружения для приведения в приемлемое состояние.

Карта

Уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности, других естественных небесных тел или их частей на плоскости, полученное в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом №431-ФЗ от 30.12.2015 «О геодезии, картографии и пространственных данных...», в определенных масштабе и проекции, а также с использованием условных знаков.

Красная линия

При планировании и застройке — граница, отделяющая территорию квартала, микрорайона и других элементов, планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях.

Межевой план

Документ, в котором содержатся сведения о земельном участке или земельных участках, предназначенные для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Подготавливается в форме электронного документа кадастровым инженером на основе сведений ЕГРН, результатов полевых обследований, а также предусмотренных законодательством документов.

Местное самоуправление

Форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в определенных законодательно пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Последние события:

  • 03.2021 — утвержден перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления от 30.12.2020.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ, Мои документы)

Организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения, уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

Официальный сайт: https://моидокументы.рф 

Сайт в Москве: https://md.mos.ru/ 

Орган местного самоуправления

Ибираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Орган регистрации прав

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий:

  • государственный кадастровый учет;
  • государственную регистрацию прав;
  • ведение Единого государственного реестра недвижимости;
  • предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Функции органа регистрации прав осуществляет Росреестр, в Республике Крым — Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру (Госкомрегистр). 

Перепланировка

В многоквартирном доме — изменение конфигурации помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт.

Основанием для перепланировки является выданное органом местного самоуправления решение о согласовании, а подтверждением ее завершения — акт приемочной комиссии. Проведенная перепланировка считается самовольной при отсутствии решения о согласования или при нарушении проекта.

В Москве при перепланировке квартиры требуется соблюдать правила обустройства жилых помещений, которые регулируются многочисленными нормативными документами.

В частности, запрещено:

  • размещать туалет, ванную над жилыми комнатами и кухнями других квартир [п.9.22 СП 54.13330.2016];
  • размещать кухни-ниши и кухонные зоны кухонь-столовых над жилыми комнатами [п.9.22а СП 54.13330.2016];
  • устраивать вход в помещение, оборудованное унитазом, непосредственно из кухни и жилых комнат [п.3.9 СанПиН 1.2.2645-10];
  • закладывать окна в жилых комнатах и кухнях [п.25 ПП РФ №47 от 28.01.2006];
  • переносить радиаторы отопления, подключенные к общедомовой системе горячего водоснабжения и (или) центрального отопления, на лоджии, балконы, веранды и террасы [п.10.7 Приложения 1 к ППМ №508];
  • затрагивать и, тем более, ликвидировать вентиляционные короба [п.10.5 Приложения 1 к ППМ №508];
  • устраивать «теплые полы» от общедомовых систем горячего водоснабжения и (или) отопления [п.10.8 Приложения 1 к ППМ №508];
  • пристраивать лоджии, балконы, террасы, веранды на вторых и выше этажах [п.10.13 Приложения 1 к ППМ №508];
  • оставлять проем в газифицированную кухню без плотно закрывающейся двери и, тем более, объединять ее с жилой комнатой  [п.10.16 Приложения 1 к ППМ №508];
  • объединять лоджии, балконы, террасы, веранды с внутренними помещениями [п.10.19 Приложения 1 к ППМ №508];
  • размещать на антресолях ванные комнаты, душевые, санузлы, кухни (актуально для студий) [п.10.26 Приложения 1 к ППМ №508];
  • соединять нежилые помещения с жилыми комнатами, в результате чего они становятся нежилыми [п.10.2 Приложения 1 к ППМ №508];
  • затрагивать несущие конструкции здания, в том числе вырубать окна или дверные проемы во внешних стенах, так как это может
  • повлечь разрушение здания [п.10.3, 10.19 Приложения 1 к ППМ №508];
  • устраивать стяжки в полах, заменять перегородки из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов с увеличением нагрузки на несущие конструкции сверх допустимой по проекту [п.10.6 Приложения 1 к ППМ №508];
  • устраивать проемы, вырубать ниши, пробивать отверстия в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах) [п.10.10 Приложения 1 к ППМ №508];
  • понижать уровень отметки пола подвала или цокольного этажа с выемкой грунта [п.10.24 Приложения 1 к ППМ №508].

Тем не менее, разрешено:

  • размещать туалет, ванную над вспомогательными помещениями [п.9.22 СП 54.13330.2016]
  • устраивать вход из спальни в совмещенный санузел при условии наличия в квартире второго помещения, оборудованного унитазом, вход в который устроен из коридора или холла [п.3.9 СанПиН 1.2.2645-10];
  • пристраивать лоджии, балконы, террасы, веранды на первом этаже [п.10.13 Приложения 1 к ППМ №508];
  • устраивать перепланировку в туалетных и ванных помещениях с использованием гидроизоляции и при соблюдении условия, что уровень пола в таких комнатах после проведения работ будет на 15-20 мм ниже уровня пола в смежных помещениях, либо полы в этих помещениях должны быть отделены порогом [п.4.8 СП 29.13330.2011];
  • крепление санитарно-технических приборов и изделий и трубопроводов к межквартирным стенам и межквартирным перегородкам, ограждающим жилые комнаты, но при наличии дополнительной звукоизоляции, в т.ч. с воздушным зазором [п.9.27 СП 54.13330.2016];
  • производить перепланировку ненесущих стен здания [п.10.3 Приложения 1 к ППМ №508];
  • размещать на верхних этажах мастерские для художников и архитекторов, а также общественно-административные помещения (конторы, офисы) [п.4.13 Приложения 1 к ППМ № 508];
  • на первых и вторых этажах многоквартирного жилого здания делать:
    • из нежилых помещений — жилые (квартиры) с выходом на лестничную клетку жилой части МКД;
    • из жилых помещений (квартир) — нежилые помещения (учреждения общественного назначения) со входом с улицы [п.4.10 Приложения 1 к ППМ №508];
  • при условии наличия решения общего собрания делать перепланировку, связанную с передачей в пользование части общего имущества, например:
    • создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов в стенах, крышах без ослабления несущей способности элементов конструкций;
    • cоздание навесов на эксплуатируемых кровлях многоквартирных домов, не предусматривающее увеличение высоты здания;
    • cоздание входов, входных групп в подвальные, цокольные или на первые этажи зданий;
    • устройство балконов, лоджий на первых этажах без устройства фундаментов, помещений и организации отопления;
    • устройство каминов и (или) дымоходов и пр. [п.2.5.1.1.1.8 Приложения 2 к ППМ № 508].

Последние события:

  • 04.2020 — законом №133-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена ответственность за самовольные переустройство и (или) перепланировку любого помещения в многоквартирном доме, а также распространена эта ответственность на юридические и должностные лица. Размер штрафа для юридических лиц составляет от 40 до 50 тыс. руб., для должностных лиц от 4 до 5 тыс. руб;
  • 09.2019 – Минюст России внес законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от 2 октября 2007 года №229-ФЗ „Об исполнительном производстве“», по которому в том числе надзоре за переустройством ‎и перепланировкой предусматривается обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного входа, при котором:
    • участвуют понятые и, при необходимости, сотрудники органов внутренних дел;
    • может быть произведен взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций;
    • возможно возмещение расходов на применение мер принудительного исполнения.
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)

Документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В Москве ПЗЗ можно посмотреть на карте ИАИС ОГД Москвы или скачать документ в формате PDF, в Московской области сведения о ПЗЗ размещены на Геопортале Подмосковья. Также ПЗЗ можно найти на сайтах местных администраций, список которых выложен по адресу https://mosoblarh.mosreg.ru/... 

Правоустанавливающие документы

Правоустанавливающие документы — это документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение объекта недвижимости и являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. 

Как правило, такие документы показывают переход права в отношении объекта недвижимости от одного субъекта права к другому.

Виды правоустанавливающих документов:

  • распорядительные акты органов государственной власти или местного самоуправления (например, Распоряжение, Постановление или Решение о предоставлении земельного участка);
  • ранее выданные акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество («синее» или «розовое» свидетельства на землю);
  • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества (например, договор купли-продажи, аренды, дарения);
  • свидетельства о праве на наследство;
  • вступившие в законную силу судебные акты.

Существуют классификатор правоустанавливающих документов, утвержденный Приказом ФНС России от 10.04.2017 №ММВ-7-21/302@ и классификатор документов о правах, сделках, ограничениях (обременениях), утвержденный Приказом Росреестра от 12.10.2011 №П/389.

Пространственные объекты

Природные объекты, искусственные и иные объекты (в том числе здания, сооружения), местоположение которых может быть определено, а также естественные небесные тела.

Пространственные данные

Данные о пространственных объектах, включающие сведения об их форме, местоположении и свойствах, в том числе представленные с использованием координат.

Сведения о пространственных данных (пространственные метаданные)

Данные, которые позволяют описывать содержание и другие характеристики пространственных данных, необходимые для их идентификации и поиска. 

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 29.03.2017 №42 пространственные метаданные формируются в электронном виде в виде файлов в формате XML и содержат информацию:

  • местонахождение территории;
  • год создания (обновления);
  • система координат;
  • точность;
  • формат хранения;
  • наличие сведений, составляющих коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
  • организация-изготовитель;
  • обладатель;
  • год соответствия местности, в отношении которой они подготовлены;
  • условия доступа, приобретения и использования;
  • дополнительные характеристики (при наличии).
Реконструкция

Кроме линейных объектов — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Для линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

При строительстве — (reconstitution) реставрация, включающая в себя демонтаж и переборку по частям.

Саморегулируемая организация кадастровых инженеров

Ассоциация (союз), основанная на обязательном членстве в них кадастровых инженеров и созданная в целях обеспечения условий для их профессиональной деятельности, разработки и утверждения внутренних стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики, а также в целях осуществления контроля за соблюдением установленных требований.

Строительство (строительные работы)

Cоздание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

При строительстве — (construction work, construction) деятельность no созданию объекта капитального строительства.

Территориальная зона

Зона, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Территориальное планирование

Вид градостроительной деятельности, планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Технический план

Документ, в котором указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, а также их частях, необходимые для государственного кадастрового учета. Подготавливается в форме электронного документа кадастровым инженером на основе сведений ЕГРН, результатов полевых обследований, а также предусмотренных законодательством документов.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра», кадастровая палата, ФКП)

Подведомственное учреждение Росреестра, осуществляющее в том числе функции:

  • ведение Единого государственного реестра недвижимости в части приема заявлений и выдачи документов, внесения и загрузки данных;
  • осуществление полномочий оператора ФГИС ЕГРН;
  • предоставление сведений ЕГРН;
  • информационное взаимодействие с кадастровыми инженерами;
  • осуществление кадастрового деления;
  • определение кадастровой стоимости;
  • осуществление функций удостоверяющего центра.

С 1 января 2017 года по приказу Росреестра №П/0515 от 18.10.2016 полномочия по непосредственному вынесению решений при осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав осуществляет сам Росреестр. Лишившись ключевой работы, кадастровая палата с тех пор развивается в смежных областях:

  • кадастровая и землеустроительная деятельность;
  • создание и эксплуатация информационных систем;
  • предоставление аналитической информации для бизнеса.

Директор:

  • до марта 2020 года Тухтасунов Парвиз Константинович;
  • с марта 2020 года Спиренков Вячеслав Александрович;
  • с марта 2021 года Литвинцев Константин Александрович.

Официальный сайт: https://kadastr.ru[742]

Следует заметить, что попытки осуществления кадастровой и землеустроительной деятельности кадастровой палатой является очевидным нарушением антимонопольного законодательства, так:

  1. 6 декабря 2017 года ФАС России выпустил предупреждение о недопущении нарушения антимонопольного законодательства;
  2. в письме №РП/73472/18 от 13.09.18 ФАС России сообщил о принятии решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
  3. 3 декабря 2018 года вынесено решение по данному делу:
    • признать ФГБУ «ФКП Росреестра» нарушившим часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем совмещения в соответствии с приказом Росреестра от 18.10.2016 № 11/0515 функций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию нрав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН и функций хозяйствующего субъекта по проведению кадастровых работ в отношении федерального, государственного и муниципального имущества, а также хозяйственной деятельности по землеустроительным работам;
    • выдать ФГБУ «ФКП Росреестра» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства;
    • передать соответствующему должностному лицу ФАС России материалы дела от 03.09.2018 №1-15-142/00-04-18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Однако, это не мешает ФКП продолжать прямо рекламировать кадастровые услуги на своем сайте.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:
  • по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • по оказанию государственных услуг в сфере осуществления:
    • государственного кадастрового учета недвижимого имущества,
    • землеустройства,
    • государственного мониторинга земель,
    • геодезии и картографии,
    • навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме аэронавигационного обслуживания)
  • по государственной кадастровой оценке,
  • по осуществлению:
    • федерального государственного надзора в области геодезии и картографии,
    • государственного земельного надзора,
    • государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров,
    • национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров,
    • надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков,
    • контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
    • по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в своей области;
  • по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Является органом регистрации прав. Подведомственные учреждения:

  • ФГБУ ФКП Росреестра;
  • ФГБУ Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных.

Руководитель:

  • до марта 2020 года: Абрамченко Виктория Валериевна;
  • с марта 2020 года: Скуфинский Олег Александрович.

Деятельностью Росреестра руководит:

  • до марта 2020 года: Минэкономразвития РФ;
  • с марта 2020 года: Правительство РФ (Абрамченко В.В.);
  • с ноября 2020 года: Правительство РФ (Оверчук А.Л.).

Официальный сайт: https://rosreestr.gov.ru[515]

Последние события:

  • 04.2021 - опубликован Отчет Счетной палаты о результатах проверки результативности и достижения целей предоставления средств федерального бюджета в 2018–2020 годах. Некоторые положения: 
    • ФГИС ЕГРН разрабатывалась на протяжении более 5 лет и процесс доработки к настоящему времени не завершен. Эксплуатация информационных систем Росреестра в течение указанного периода сопровождалась авариями и сбоями, причинами которых явились отсутствие системы в разработке информационного ресурса, необходимого оборудования и технической поддержки, недостаточное качество программного обеспечения. Сбои в работе сервисов Росреестра привели к массовым нарушениям срока оказания государственных услуг;

    • расходы Росреестра на создание и обслуживание ФГИС ЕГРН в 2014–2020 годах составили более 7,3 млрд рублей (половина на аренду вычислительных мощностей;
      разработка перспективных технологических решений в рамках применения в программном обеспечении ФГИС ЕГРН приостановлена;

    • подтвердить создание Росреестром бесперебойной и безаварийной системы функционирования ФГИС ЕГРН невозможно;
      многообразие объектов недвижимого имущества, способов и особенностей вовлечения их в хозяйственный оборот определяет сложную схему нормативного регулирования, наличие большого массива правовых актов, в том числе 18 специальных федеральных законов и 5 постановлений Правительства Российской Федерации, более 50 приказов Минэкономразвития России и Росреестра, ряд из которых не актуализируется и не соответствует актам более высокой юридической силы;
      с 2017 года Федеральным законом № 218‑ФЗ требования к регистраторам не конкретизированы (за исключением сдачи квалификационного экзамена);

    • отмечается разная практика правоприменения государственных регистраторов прав, обладающих исключительными полномочиями в принятии решений о постановке на кадастровый учет и регистрации прав, что увеличивает количество отказов в учетно-регистрационных действиях. Вместе с тем досудебное обжалование решений государственных регистраторов прав, принимаемых при осуществлении государственной регистрации прав, не предусмотрено;

    • многочисленные замечания касаются несоблюдения регистраторами, в том числе управлений Росреестра по Москве и по Московской области, положений административного регламента по предоставлению государственных услуг. Так, в уведомления о приостановлении кадастрового учета или регистрации прав не включался полный перечень причин, послуживших основанием для приостановления, а также рекомендаций по их устранению, и не указывались контактные телефоны для связи, в связи с чем ограничена возможность заявителей получить разъяснения и исправить недостатки;

    • установлены факты принятия отрицательных решений, обусловленных не виной заявителя, а низким качеством работы сотрудников МФЦ и ошибками в ЕГРН. Также регистраторами нарушались установленные сроки вынесения решений о приостановлении или осуществлении регистрационных действий;

    • установлены многочисленные обращения граждан с требованиями о признании незаконными действий регистраторов о приостановлении (отказе) осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав, на которые в большинстве случаев давались формальные ответы со ссылкой на необходимость судебного обжалования;
      не решена проблема уменьшения количества решений о приостановке и об отказе в осуществлении регистрационных действий. При отсутствии системы надлежащего информирования заявителя о причинах принятия такого вида решений ограничена возможность заявителей получить разъяснения и исправить недостатки;

    • достоверная оценка качества оказываемых Росреестром государственных услуг не проводится, независимая оценка отсутствует;
      предусмотренная для ежемесячного размещения в открытом доступе обобщенная информация, полученная на основе сведений из ЕГРН, Росреестром не публикуется;
      сведения ЕГРН в ряде случаев не являются достоверными. Работы по выверке и сопоставлению сведений ЕГРН Росреестром не завершены;

    • несмотря на исправление ранее выявленных ошибок в релизах ФГИС ЕГРН, значительного снижения количества проблемных обращений не произошло. Данный фактор связан с привнесением новых массовых ошибок, то есть происходит замещение одних массовых ошибок другими;

  • 04.2021 - на заседании итоговой коллегии Росреестра был представлен доклад за 2020 год, в частности:
    • в штате Росреестра и подведомственных организаций 54422 чел., 83% женщин, 10262 регистратора;
    • 90% объема поступлений доходов в бюджет составляет пошлина за регистрацию, 7,4% - за предоставление сведений;
    • за год через суд заблокировано 40 сайтов, предоставляющих услуги по запросу сведений ЕГРН по ключу доступа;
    • к веб-сервисам прямого доступа подключаются крупные участники рынка;
    • 50,5% дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел оцифровано;
    • начат проект по минимизации бумажных документов;
    • разработаны программа и концепция цифровой трансформации ведомства;
    • в ожидании финансирования ведется предварительная работа по проектам:
      • "витрина данных" (внешний API, в том числе для портала Госуслуг);
      • "искусственный интеллект" (нейросети на основе ведомственных наборов данных);
      • маркетплейс;
      • цифровой паспорт объекта недвижимости;
      • онлайн-площадка по сделкам;
      • сервис анализа данных для поддержки принятия управленческих решений;
      • личный кабинет;
    • на конец 2020 года:
      • 23 млн. участков без границ;
      • 47 млн. объектов без прав;
      • 64% населенных пунктов без границ;
    • местами обновляются карты;
    • разрабатываются [ГИС ЕЭКО и ГИС ФФПД, ФГИС ЕИР;
    • некоторые задачи на 2021 год:
      • новый портал;
      • «витрина данных» с учетом требований НСУД;
      • мероприятия по цифровой трансформации;
      • участие в эксперименте "ГосТех";
      • интеграция с Госуслугами: получение выписок за 20 секунд, список объектов недвижимости в личном кабинете, подача заявлений на все услуги Росреестра, уведомления физических и юридических лиц о подаче заявлений;
    • планы до 2030 года:
      • новая полноценная карта страны;
      • открытая среда для работы с пространственными данными;
      • перепроектирование ФГИС ЕГРН.
Характерная точка границы земельного участка

При кадастровом учете — точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части.

Экстерриториальный принцип оказания услуг Росреестра

Возможность подачи заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав независимо от места нахождения объекта недвижимости.

В случае подачи такого заявления орган по месту нахождения объекта недвижимости проводит регистрацию на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приема документов, причем, в те же сроки.

В Москве такой режим подачи заявлений стал доступен в декабре 2018 года, во всех субъектах федерации в апреле 2021 года.

Заявления по экстерриториальному принципу подаются в подразделения органа регистрации прав или многофункциональный центр, входящие в перечень, опубликованный на официальном сайте Росреестра — https://lk.rosreestr.ru/#/offices. В Москве подходящий МФЦ можно узнать на городском портале по ссылке https://www.mos.ru/services/...  

Обсуждение

Вы можете задать здесь свой вопрос по этой теме

Инструменты

Проект поддерживают

Кадастр.Москва

Кадастровый учет и регистрация прав. С 2003-го года мы приводим в порядок права и описания объектов недвижимости, разрешая все имеющиеся проблемы

Факультет развития территорий МИИГАиК

Очная и заочная магистратура по направлению "Землеустройство и кадастр"

Texplan.ru

Программа для подготовки технических планов, межевых планов, актов обследования и не только

PlanTracer

Серия программ для кадастровых инженеров

Новости отрасли

Журнал Учет недвижимости №32 (04.2021) [Скачать PDF]

Ежемесячное издание о кадастровом учёте и регистрации права
03.05.21. Ответов: 0. Комментариев: 0

Законопроект об апартаментах

29.04.2021 внесен новый законопроект №1162929-7 «О внесении изменений ... в части регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством многофункциональных зданий»
30.04.21. Ответов: 0. Комментариев: 0

Добавляется новый вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка для гаражей

Проект Приказа Росреестра №01/02/04-21/00115494
29.04.21. Ответов: 0. Комментариев: 0

Росреестр отчитался о переходе на экстерриториальную подачу заявлений по всем субъектам федерации

Как сказано в пресс-релизе, прием документов как для физических, так и для юридических лиц экстерриториально теперь осуществляется в трех тысячах МФЦ страны и на сайте Росреестра
28.04.21. Ответов: 0. Комментариев: 0

Что происходило в отрасли учета недвижимости на неделе 21.04.21 — 27.04.21

Интересные статьи за неделю
27.04.21. Ответов: 0. Комментариев: 0

Что за виды разрешенного использования?

ВРИ — это характеристика земельных участков, объектов капитального строительства и помещений, ограничивающая возможность их использования по целевому назначению
26.04.21. Ответов: 0. Комментариев: 0

Возможна приостановка в регистрации сделки из-за исполнительного производства

Росреестр в некоторых случаях приостанавливает регистрацию перехода прав по сделкам купли-продажи до решения вопроса с задолженностью
23.04.21. Ответов: 0. Комментариев: 0

Можно ли узаконить реконструкцию жилого или садового дома без технического плана?

Дачная амнистия в своём новом виде действует с начала 2021 года, однако до сих пор возникает множество споров о том, какие объекты можно поставить на кадастровый учёт в упрощенном порядке, а какие нет
22.04.21. Ответов: 0. Комментариев: 0

Во втором чтении принят законопроект о государственных кадастровых инженерах

СМИ акцентируют внимание на других, пусть нужных нововведениях этого объемного законопроекта, обходя стороной главное
21.04.21. Ответов: 0. Комментариев: 0

Что происходило в отрасли учета недвижимости на неделе 14.04.21 — 20.04.21

Интересные статьи за неделю
20.04.21. Ответов: 0. Комментариев: 0

О сайте

Если вы первый раз на этом сайте, пожалуйста ознакомьтесь с разделом "О справочнике".

Вы можете создавать топики на любые темы, связанные с учетом недвижимости и регистрацией прав.

Все новые топики попадают на главную страницу, где их видят все посетители. Вы можете пользоваться этим, чтобы быстрее получать ответы на свои вопросы по нюансам выполнения работ.

Просьба сообщать о найденных ошибках, а также присылать имеющиеся у вас наработки и документы, которые позволят улучшить справочник, на npogeo@gmail.com

Доступ к справочнику с помощью Алисы в приложениях Яндекса (видео)

Алиса это умеет