В этом разделе собираются основные понятия в области кадастрового учета, регистрации прав, кадастровой оценки, кадастрового деления, национальной системы пространственных данных и т.п.
Нужно узнать пункт закона?Статьи в Справочнике состоят из параграфов, почти каждый из которых сопровождается соответствующими цитатами из нормативных правовых документов. Такие параграфы отмечены зеленой или желтой линией (подробнее). Чтобы показать цитаты, нажмите на иконку « » справа от текста. |
Документ в электронной форме или на бумажном носителе, содержащий определенные сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Формы выписок установлены приказом Росреестра №П/0329 от 04.09.2020 (ранее приказами Минэкономразвития России №975 от 25.12.2015 и №378 от 20.06.2016).
Существуют следующие формы выписок:
Иные предоставляемые органом кадастрового учета документы:
По классификатору строительной информации — «Документ, подтверждающий государственную регистрацию объекта недвижимости, содержащий сведения из Единого Государственного Реестра Недвижимости (ЕГРН)» (код Inf>BAA, по состоянию на 04.09.2023).
Существует несколько способов запроса сведений из ЕГРН, при этом установлен запрет на перепродажу выписок.
Последние события:
Достаточно забавной является ситуация с оплатой выписок в МФЦ. Приказом Росреестра №П/0143 от 13.05.2020 было установлено разделении пошлины на две части: Росреестру — за сведения, МФЦ — за печать. Суммы платежей при этом были утверждены Приказом Росреестра №П/0145 от 13.05.2020.
Очевидно, что оплачивать две квитанции стало неудобно. И вот, спустя два с половиной года, с 01.01.2023 общую сумму стало возможным перечислять на единый счет [448-ФЗ от 21.11.2022 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс...»]. Соответствующие изменения в приказ Росреестра №П/0145 от 13.05.2020 «Об установлении размеров платы…» внесены приказом №П/0565 от 02.12.2021.
Ставший классическим секрет счастья: сделай человеку плохо, а потом верни, как было.
Примечание — О проблеме отсутствия поэтажных планах в выписках
Одной из актуальных проблем учета сведений о недвижимости в ЕГРН является учет и предоставление сведений об актуальных планах этажей здания.
Согласно приказу Росреестра от 04.09.2020 №П/0329 выписка из ЕГРН содержит раздел «План расположения помещения, машино-места на этаже (плане этажа)». Однако при внимательном прочтени обнаруживается, что речь идет не о планах этажей здания, а о планах этажей помещений в здании. То есть, если выписка из ЕГРН оформляется на здание или сооружение, в которых по данным ЕГРН поставлены на кадастровый учет помещения, то в указанный раздел выписки на здание или сооружение будут включены планы этажей таких помещений. Если же в здании или сооружении по данным ЕГРН нет поставленных на кадастровый учет помещений, то выписка из ЕГРН на такие объекты не будет содержать планов этажей.
Это не значит, что в сведениях ЕГРН о таком здании или сооружении нет планов этажей. Их просто нельзя получить в составе выписки из ЕГРН вследствие буквального трактования законодательства Росреестром.
Скорее всего при написании Приказа не думали, что такая норма может привести к каким-либо проблемам. Более того, данные требования действуют с того момента, как полномочия по учету недвижимости перешли от БТИ к Росреестру, то есть с 2013 года. И поскольку до сих пор норма не исправлена, очевидно, Росреестр видит в ней какой-то важный смысл.
На деле же отсутствие планов этажей в составе выписки из ЕГРН на здание или сооружение добавляет головной боли правообладателям недвижимости при попытке получить кредит, лицензию или согласование в каком-либо учреждении.
Рассмотрим несколько случаев:
Согласно актуальной позиции Росреестра, выраженной в письме Управления Росреестра по Москве, план этажа здания или сооружения не отнесен к характеристикам здания или сооружения (ст. 8 ФЗ 218 от 13.07.2015). Поэтому вносить в ЕГРН план этажа не нужно, а следовательно, такой план не подлежит предоставлению в составе выписки из ЕГРН. Но при этом у Росреестра планы этажей будут храниться в составе технического плана в реестровом деле объекта недвижимости.
Если здание или сооружение ставилось на учет в связи со вводом в эксплуатацию, то в разрешении на ввод будут указаны реквизиты технического плана, подготовленного кадастровым инженером, в составе которого содержатся планы этажей здания или сооружения. Поэтому самый простой способ — сохранить такой технический план вместе с другими документами на здание. Если вы этого не сделали, и ваш кадастровый инженер тоже не сохранил такой технический план, то можно заказать в Росреестре за плату копию документа, на основании которого сведения о здании или сооружении были внесены в ЕГРН.
Однако здесь стоит упомянуть о существовании дополнительной технической проблемы при получении копий таких документов по доверенности в электронном виде. Из-за несовершенства программного обеспечения Росреестра вы можете столкнуться с отказом в предоставлении сведений онлайн, и заявление придется подавать через МФЦ.
В заключении еще раз отметим, что наличие технического плана даже с учетом совпадения его реквизитов с тем, что указано в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, в ответе Росреестра или в любом другом документе, скорее всего не избавит вас от трудностей доказывания банку, пожарной инспекции, Роспотребнадзору и другим учреждениям, что с вашим зданием все в порядке — каждый будет требовать от вас планы этажей в составе выписки из ЕГРН.
Поэтому хочется верить, что Росреестр все же проведет работу над ошибками и исправит действующие требования к выпискам из ЕГРН — добавит возможность предоставлять заявителю актуальные планы этажей здания или сооружения.
Примечание — О сведениях о правоустанавливающих документах в выписке из ЕГРН
Чаще всего с проблемой отсутствия такой информации сталкиваются юридические лица, поскольку заказ сведений поручается отдельному сотруднику, который делает это из своего личного кабинета физического лица в целях экономии средств, так как для юридических лиц стоимость выписки из ЕГРН в разы дороже. И поскольку запрос выписки делает не правообладатель (юридическое лицо), сведения о документах, на основании которых объект был поставлен на учёт и на него зарегистрировано право, отсутствуют в предоставленной выписке.
Чтобы получить в выписке сведения о правоустанавливающих документах, необходимо заказать называемую в обиходе «расширенную выписку из ЕГРН», что на юридическом языке означает заказ выписки из ЕГРН об объекте недвижимости правообладателем такого объекта.
Примечение — Об отсутствии в выписке из ЕГРН номера помещения
Согласно пунктам 229 и 230 Порядка заполнения форм выписок из ЕГРН, утверждённого Приказом Росреестра №П/0329 от 04.09.2020, выписки из ЕГРН представляются в виде XML-документа, созданного с использованием XML-схем и подписанного электронной подписью. При этом сведения ЕГРН, предоставляемые в электронной форме, должны быть доступны для просмотра в виде, пригодном для восприятия человеком, с использованием электронных вычислительных машин.
То есть основной формат выписки из ЕГРН — это XML-документ, прочтение которого для правообладателей может вызвать определенные трудности. В связи с чем существует большое количество различных программ и приложений, позволяющих конвертировать выписки из ЕГРН из XML в человекочитаемый формат (чаще всего в PDF).
Кроме того, для формирования выписки из ЕГРН в виде XML-документа используются различные XML-схемы. Например, в выписке из ЕГРН на помещение или машино-место, полученной с помощью ключа доступа к ФГИС ЕГРН, есть такая характеристика, как местоположение помещения или машино-места в здании:
PositionInObject / Levels / Level Number="47" Type="01" / Position NumberOnPlan="этаж 47: пом. 4721"
Данная запись означает, что помещение № 4721 расположено на 47 надземном этаже.
Согласно пункту 115 Порядка реквизит «Обозначение (номер) помещения, машино-места на поэтажном плане» приводится только в разделе 7 выписки из ЕГРН об объекте недвижимости «Перечень помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении». При этом раздел 7 включается в выписки из ЕГРН только в отношении зданий или сооружений, а в выписках на помещения или машино-места такой раздел отсутствует. Также в выписке из ЕГРН, полученной с помощью ключа доступа к ФГИС ЕГРН, отсутствует раздел 8 «План расположения помещения, машино-места на этаже (плане этажа)». Поэтому при просмотре такой выписки в человекочитаемом формате (например, в формате PDF) в разделе 1 выписки будет указан только этаж, а номер помещения на этаже указан не будет.
Иногда номер помещения на этаже попадает в реквизит Notes выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, полученной с помощью ключа доступа к ФГИС ЕГРН. В таком случае, при конвертации выписки из ЕГРН в формат PDF номер помещения на этаже будет указан в реквизите «Особые отметки». Если совсем повезет, то номер помещения или машино-места будет указан в адресе объекта недвижимости.
Выписки из ЕГРН, полученные посредством официального сайта ФГБУ «ФКП Росреестра», предоставляются одновременно в двух форматах: в виде XML-документа, и в виде PDF-документа. Для формирования XML-документа такой выписки используется иная XML-схема. Местоположение помещения или машино-места в здании или сооружении в такой выписке обозначено следующим образом:
location_in_build / level / floor = 47, plans / plan / file_link = "..."
Иными словами, в такой выписке указан этаж, на котором расположен объект недвижимости, а описание местоположения объекта на этом этаже приводится только графически — путем приложения Плана этажа (Плана части этажа). Номер помещения или машино-места в текстовой части выписки из ЕГРН не приводится.
Подытожим:
Примечание — Об адресах правообладателей смежных земельных участков
На сайте СРО Союз «Кадастровые инженеры» приведены рекомендации по получению данных через личный кабинет.
Примечание — О запрете перепродажи сведений ЕГРН
Федеральным законом №120-ФЗ от 30.04.2021 218-ФЗ от 13.07.2015 добавлены:
Федеральным законом от 28.04.2023 №151-ФЗ (законопроект №02/04/10-21/00121692) была расширена статья 14.35 КоАП «Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности», и теперь, с 09.05.2023 штрафом наказывается:
Размер штрафа:
При этом по п.п.27-27.2 ст.62 218-ФЗ можно предоставлять информацию, содержащую сведения ЕГРН, которая одновременно:
Читая буквально, можно сделать следующие выводы:
Предыдущие события:
Примечание — Об отсутствии персональных данных о правообладателях — физических лицах
Согласно 266-ФЗ от 14.07.2022 с 01.03.2023 сведения о правообладателе в выписках доступны только определенному кругу лиц, указанному в п.6 ст.36.3 218-ФЗ, в том числе супругам, собственникам смежных земельных участков, кадастровым инженерам. Также нотариусы получили право на совершение нотариального действия по удостоверению факта наличия в ЕГРН сведений о фамилии, об имени, отчестве и о дате рождения правообладателя или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения.
Федеральным законом 397-ФЗ от 31.07.2023 список лиц был расширен — теперь это еще правообладатели земельного участка, на котором расположен объект недвижимость или помещение, машино-место в них, а также правообладатели комнат в квартире.
Предполагается, что при совершении сделок продавец может предоставить выписку покупателю. Ее можно проверить по ЭЦП, а также в теории по QR-коду, но этот способ кажется ненадежным.
Собственнику разрешается также внести в ЕГРН общую отметку о возможности предоставления персональных данных любым заинтересованным лицам. Это можно сделать лично, через ЕПГУ (по п.4 ст.36.3 можно, по факту нет), в ЛК Росреестра (нужен УКЭП), через кредитную организацию
По 80-ФЗ от 18.03.2023 данные сведения может также запросить суд в случае, если они неизвестны истцу по иску о взыскании задолженности по оплате помещения, машино-места, коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, энергетических ресурсов.
На портале услуг Московской области для арбитражных управляющих реализована возможность получать по запросу сведения о должниках, их имуществе и имущественных отношениях.
В соответствии с ЗК РСФСР от 01.07.1970 — совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Кадастр включал в себя данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
В соответствии с ЗК РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 №1103-1) — система необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народно-хозяйственной ценности земель.
В соответствии с Приказом Минземстроя России №98-1 от 25.09.1998 «О введении единой системы ведения государственного земельного кадастра» — единая государственная многоцелевая многоуровневая система, содержащая необходимые и достоверные сведения о природном, хозяйственном, экономическом и правовом режиме земель в Российской Федерации, в том числе юридически значимые сведения и документы об объектах кадастрового учета.
В соответствии с 28-ФЗ от 02.01.2000 «О государственном земельном кадастре» — систематизированный свод:
В разные периоды времени особенности государственного учета земель утверждались:
К основным документам ГЗК относились:
Указом Президента РФ №2130 от 11.12.1993 было установлено, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся по единой системе на всей территории Российской Федерации и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с землей, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
Приказом Минземстроя РФ №98-1 от 25.09.1998 была введена единая система ведения государственного земельного кадастра, в частности, были утверждены:
Приказом Госкомзема РФ №84 от 22.11.1999 были утверждены документы по ведению ГЗК:
Для ведения ГЗК создавалась автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра (АС ГЗК), в частности, АС Геополис-98 (ФКЦ «Земля»), по мере развития переименованную в ПК ЕГРЗ-Н «Геополис-2004».
Выписки из государственного земельного кадастра предоставлялись в форме кадастрового плана земельного участка по форме, утвержденной Росземкадастром 10.04.2001.
С 01.03.2008 сведения ГЗК считаются сведениями, содержащимися в ГКН (п.1, 3 ст.45 221-ФЗ).
Федеральный государственный информационный ресурс, представляющий собой систематизированный свод сведений:
С 01.01.2017 сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Не путать с кадастром недвижимости.
Хотя слова «кадастровый учет» сами по себе означают действие, встречается и выражение «постановка на кадастровый учет». В частности, по Приказу Росземкадастра от 13.06.2001 №П/115 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» были утверждены требования к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет.
Примечание — О кадастровом учете режимных объектов
Земельно-имущественное законодательство, в том числе Гражданский кодекс, 221-ФЗ, 218-ФЗ, до сих пор никак не учитывает особенности кадастровой деятельности, кадастрового учета и регистрации прав в отношении режимных объектов.
В сентябре 2021 года был представлен на обсуждение законопроект №01/05/09-21/00120778 о возможности создания обособленного от Единого государственного реестра недвижимости специального (ведомственного) реестра объектов, сведения о которых отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну либо служебную тайну в области обороны.
Отделение от ЕГРН обосновывалось необходимостью:
Законопроектом предлагалось внести в положение п.1 ст.131 Гражданского кодекса о государственной регистрации в ЕГРН вещных прав на недвижимые вещи, ограничений прав, их возникновения, перехода и прекращения, добавив классическое «если иное не установлено законом». Такое же исключение добавлялось в п.4 ст.131 о предоставлении информации из ЕГРН о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Предполагалось, что это позволит ограничить оборотоспособность объектов обороны и безопасности посредством признания возникновения права собственности Российской Федерации на завершенные строительством объекты обороны и безопасности в силу закона при включении их в специальный (ведомственный) реестр без отражения сведений о них в ЕГРН.
Однако эта концепция не получила развития, а в марте 2023 года в Государственную Думу был внесен законопроект №317134-8, содержащий следующие положения:
На вопрос, не будет ли указание на собственность РФ признаком режимного объекта, дается такой ответ: нет, потому что есть еще обычное недвижимое имущество, находящееся в казне Российской Федерации.
Совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости:
При проведении оценки правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению, выполняющему работы, декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.
Все полученные сведения и материалы направляются в фонд данных государственной кадастровой оценки, который ведет орган регистрации прав.
Для целей определения кадастровой стоимости Росреестр формирует и предоставляет перечни объектов недвижимости по правилам, утвержденным приказом Росреестра №П/0283 от 06.08.2020.
После постановки объекта недвижимости на кадастровый учёт Росреестр передаёт сведения о нем в бюджетное учреждение, которое в свою очередь в течение 10 дней должно рассчитать кадастровую стоимость объекту и передать такие сведения обратно в Росреестр для их внесения в ЕГРН. Поэтому в выписке из ЕГРН, полученной по результатам постановки объекта недвижимости на кадастровый учёт, нет кадастровой стоимости — она появится в ЕГРН в течение 2—3 недель. Если же в течение указанного срока кадастровая стоимость так и не появилась, можно написать письменное обращение в Росреестр или в бюджетное учреждение.
Последние события:
В Москве кадастровую стоимость недвижимости определяет ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования». В соответствии с 237-ФЗ оценка выполняется раз в два года. В сентябре публикуется предварительный отчет, а в ноябре результаты утверждаются (пример за 2021 год).
В Московской области работы выполняет государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр кадастровой оценки» (пример за 2023 год).
Существует Ассоциация бюджетных учреждений по государственной кадастровой оценке (АБУКО).
Юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Тем не менее в некоторых случаях право считается возникшим в силу закона независимо от записей в реестре прав. Поэтому, как сказано в материалах судебного дела №А53-30478/2020 «запись о праве на недвижимое имущество сама по себе в отсутствие гражданско-правового основания возникновения права не может подтверждать наличие соответствующего титула у правообладателя».
До 29.06.2022 проведенная государственная регистрация договора и иной сделки, а также возникших вещного права, ограничения права, обременения объекта недвижимости удостоверялась посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки («штампом»), согласно Приказу Росреестра №П/0241 от 01.06.2021. С этой даты согласно изменениям, внесенным 449-ФЗ от 30.12.2021 в закон о регистрации, кадастровый учет и регистрация удостоверяются только выпиской из ЕГРН.
В первой редакции Гражданского кодекса РФ (п.1 ст.131 51-ФЗ от 30.11.1994, вступил в силу 01.01.1995) было сформулировано, что вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1995, РП РФ №389-рп от 22.08.1995, ПП РФ №1177 от 07.10.1996 была спланирована и осуществлена правовая реформа, одним из результатов которой стал постепенный переход к 1998 году (к моменту вступления в силу 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и, соответственно, появления Единого государственного реестра прав) от региональных учреждений юстиций к территориальным органам Минюста в субъектах РФ.
12.03.2004 согласно Указу Президента РФ №314 от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним были переданы в новую созданную Федеральную регистрационную службу (Росрегистрация) и ее территориальным управлениям. С момента создания служба находилась в ведении Минюста России, а с 13.05.2008 по Указу Президента РФ №724 от 12.05.2008 — в ведении созданного в тот момент Минэкономразвития РФ.
30.12.2008 вступил в силу Указ Президента РФ №1847 от 25.12.2008, по которому Росрегистрация была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Полномочия по регистрации перешли, соответственно, к территориальным управлениям Росреестра.
С 27.11.2021 Приказом Росреестра №П/0327 от 30.07.2021 часть полномочий органа регистрации прав была передана ФГБУ „ФКП Росреестра“, а с 01.08.2022 согласно ПП РФ №1359 от 30.07.2022 публично-правовой компании „Роскадастр“. Однако в эти полномочия не входит непосредственно регистрация прав, по-прежнему осуществляемая государственными регистраторами прав управлений Росреестра.
Унифицированные схемы технологических процессов предоставления государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество утверждены Приказом Росреестра №П/448 от 09.09.2016. На следующей иллюстрации приведена упрощенная схема верхнего уровня.
C 28.04.2023 в пределах срока осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав осуществляется проверка того, что заявитель жив. Запрос подается через СМЭВ в ФГИС Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (4-ФЗ от 27.01.2023).
Статьей 170 УК РФ предусмотрена ответственность для должностных лица в форме штрафа, лишения права работы или обязательных работ:
Законопроектом №01/05/08-22/00130229 от 04.08.2022 в рамках либерализации и гуманизации уголовного законодательства предлагается исключить данную статью УК РФ.
Таблица — Отметки о возможности/невозможности регистрации
Отметка | Примечание | Кто может установить | Как подать заявление | На кого не распространяется запрет |
---|---|---|---|---|
О возможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности в электронной форме (по УКЭП) (ст.36.2 218-ФЗ) |
Согласно 286-ФЗ от 02.08.2019 «электронная» форма регистрации по умолчанию запрещена с 13.08.2019 | Физическое лицо (собственник), законный представитель, представитель по нотариально удостоверенной доверенности | Только лично | В случаях, указанных в п.6 ст.36.2, в том числе на нотариуса, застройщика, кредитные организации, а также если сертификат на ЭЦП выдан ППК «Роскадастр» |
О невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения без личного участия (ст.36 218-ФЗ) |
Согласно 120-ФЗ от 30.04.2021 при наличии отметки не будут приниматься заявления от третьих лиц по нотариальной доверенности Подробнее |
Собственник, законный представитель, представитель по нотариально удостоверенной доверенности | На ЕПГУ (через Госключ), в ЛК Росреестра (по п.1 ст.36 можно без УКЭП, но по факту требуется) | На законных представителей |
О невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения общего имущества супругов без личного участия (законопроект №444869-8) |
Законодательство позволяет совершать сделки без письменного согласия супруга, который в свою очередь впоследствии может признать сделку недействительной через суд | Супруг | В ЛК Росреестра (без УКЭП) |
Должностное лицо органа регистрации прав, гражданский служащий:
Порядок наделения государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав утвержден Приказом Росреестра от 25.10.2021 № П/0481.
Порядок ведения и состава сведений реестра государственных регистраторов прав утвержден Приказом Минэкономразвития России №860 от 19.11.2015.
Профессиональный стандарт «Специалист в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав» утвержден приказом Минтруда России №718н от 12.10.2021.
Регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, а это означает, что на него распространяются права и обязанности, установленные 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе в РФ».
Профессиональным стандартом заданы следующие требования к государственному регистратору прав:
Экзамен проводится в форме собеседования по билетам из четырех вопросов и оценивается по системе «сдан — не сдан». Ответить необходимо минимум на три вопроса. На подготовку ответов на вопросы претендентам отводится один академический час. При подготовке можно использовать материалы, содержащие тексты нормативных правовых актов РФ, в том числе ведомственных. Не допускается использовать постатейные и иные комментарии, конспекты лекций, учебники и иную подобную литературу, а также любые технические средства.
Государственный регистратор осуществляет государственный кадастровый учет и регистрацию прав в соответствии с регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России №278 от 07.06.2017.
По профессиональному стандарту к трудовым функциям и действиям государственного регистратора прав относятся:
Стандартом заданы и нормы этики государственного регистратора прав:
Государственный регистратор прав обязан вносить в ЕГРН сведения в точном соответствии с представленными на кадастровый учет или регистрацию прав документами и сведениями.
Административная ответственность государственного регистратора прав предусмотрена:
За регистрацию заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом и умышленное искажение сведений ЕГРН предусмотрена уголовная ответственность государственного регистратора прав в виде:
Государственный регистратор прав несет ответственность за необоснованное приостановление или отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
В сентябре 2023 года на обсуждение был вынесен законопроект №01/05/09-23/00141544, по которому предлагается предусмотреть порядок прекращения у служащего органа регистрации прав статуса государственного регистратора прав при принятии им необоснованных решений о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий и установить основания (критерии) для принятия такой меры дисциплинарного воздействия.
Государственный регистратор прав не несет ответственность:
Cвод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях и иных сведений.
Свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий из:
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра, является орган регистрации прав, чьи функции осуществляет Росреестр.
Технически реестр ведется с помощью специализированной федеральной государственной информационной системы.
Порядок ведения ЕГРН установлен Приказом Росреестра №П/0241 от 01.06.2021.
Не путать с ЕГРН (ФНС).
Последние события:
Распоряжением Правительства РФ №147-р от 31.01.2017 утверждены периодически обновляемые «целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации». Так, в 2021-м году утратили силу модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества». Вместо них был добавлена «Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества». Таким образом, в названии убрано ненужное выделение земельных участков из числа объектов недвижимости, добавлена «подготовка документов».
Отметим интересные «факторы (этапы) реализации» этой модели:
Систематизированный свод сведений и документов об объектах учета (здания, сооружения, помещения, части помещений (комнаты), объекты незавершенного строительства), который велся в 2007-2009 годах Роснедвижимостью.
Источниками формирования реестра являлись:
Реестр функционировал на основе действовавших ранее НПА:
После утверждения правил ведение реестра началось подведомственными Роснедвижимости организациями поэтапно:
По окончании переходного периода сведения об объектах капитального строительства включались уже в государственный кадастр недвижимости.
Документ Государственного земельного кадастра, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
С 01.03.2008 сведения ЕГРЗ считаются сведениями, содержащимися в ГКН.
Не путать с ЕГРЗ, как «Единый государственный реестр заключений (экспертизы проектной документации)».
Физическое, юридическое лицо или уполномоченный представитель, обратившиеся с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Федеральным законом №120-ФЗ от 30.04.2021 внесено множество изменений в закон «О государственной регистрации недвижимости» и другие законодательные акты. Рассмотрим перечень лиц, обладающих правом на подачу заявлений, в новой редакции.
Одновременный учет и регистрация согласно п.1 ст.15 218-ФЗ:
Кадастровый учет согласно п.2 ст.15 218-ФЗ:
Государственная регистрация прав согласно п.3 ст.15 218-ФЗ:
Договором подряда на кадастровые работы может быть предусмотрена подача кадастровым инженером заявления в Росреестр для осуществления кадастрового учета без доверенности:
В указанных случаях для подачи заявления в орган регистрации прав без доверенности кадастровому инженеру потребуется приложить к такому заявлению следующие документы:
В письме Росреестра №13/1-5668-АБ/21 от 26.07.2021 разъяснен порядок подачи документов кадастровым инженером:
Другими словами, договор должен быть подписан ЭЦП и заказчика (собственника) и подрядчика. Нотариально удостоверить равнозначность электронной копии договора на бумаге не выйдет из-за ст. 103.8 о нотариате.
Существует законопроект о переводе кадастровым инженером договора в бумажной форме в электронный вид.
Примечание — О запрете на действия с недвижимостью без личного участия
Технически запрет фиксируется как дополнительные сведения реестра прав на недвижимость в виде записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя или его законного представителя [п.52 Приказа Росреестра №П/0241 от 01.06.2021].
При наличии такой отметки заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав отклоняются. Исключения предусмотрены статьей 25 218-ФЗ:
Для нотариусов есть дополнительное ограничение: они не могут подавать заявления, если договор подписан от имени правообладателя объекта недвижимости представителем по доверенности [ст.55 Основ законодательства РФ о нотариате].
Для установки или снятия запрета в личном кабинете на портале Росреестра потребуется УКЭП (токен). Для подачи заявления на портале Госуслуг (услуга) достаточно смартфона с NFС-модулем и «биометрического» загранпаспорта (с NFC-чипом). Если нет ничего из перечисленного, придется идти в МФЦ. В любом случае заявления подаются только в отношении каждого объекта недвижимостью. Установить общий запрет нельзя.
Главой XII Земельного кодекса предусмотрены:
Государственный надзор осуществляют Росреестр, Россельхознадзор, Росприроднадзор в рамках государственного контроля (надзора), регулируемого 248-ФЗ от 31.07.2020, а также ФСБ РФ. Так, в соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным ПП РФ №1081 от 30.06.2021, Росреестр контролирует:
При государственном надзоре применяется риск-ориентированный подход, при котором земельные участки распределяются по категориям риска (низкий / умеренный , средний) по критериям, установленным ПП РФ №1081 от 30.06.2021.
Перечень ключевых показателей надзора, осуществляемого Росреестром, установлен приказом №П/0521 от 17.11.2021.
В Едином реестре видов контроля представлены отдельные разделы по земельному контролю (надзору) для каждого субъекта федерации и муниципального образования, например, для Москвы: https://ervk.gov.ru/public/98598
Последние события:
Деление органом регистрации прав территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров.
Порядок деления утвержден Приказом Минэкономразвития России №877 от 24.11.2015. После его отмены будет действовать Приказ Росреестра №П/0183 от 22.05.2023.
Стоимость объекта недвижимости, определенная в результате проведения государственной кадастровой оценки.
ДГИ г. Москвы предоставляет услугу «Получение разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости».
В ноябре 2021 года замечено, что в предоставляемых сведениях ЕГРН кадастровая стоимость может быть округлена (до 100000 руб.).
Примечание — О расчета налога исходя из кадастровой стоимости
Согласно ст.375 НК РФ налог на имущество организаций рассчитывается из среднегодовой стоимости имущества за исключением объектов недвижимости, виды которых перечислены в ст.378.2:
Для таких объектов налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Так как до сих пор не работает единая система учета в ЕГРН видов разрешенного или фактического использования объектов капитального строительства, местные власти ведут планомерную работу по выявлению таких объектов по косвенным признакам, например:
В Москве такие мероприятия проводит Госинспекция по недвижимости с привлечением ГБУ «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости» в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 №257-ПП.
С выходом на место обследуются нежилые здания площадью свыше 1 тыс. кв. м, а также нежилые помещения в многоквартирных домах совокупной площадью свыше 3 тыс. кв. м. Объект признается соответствующим, если более 20% его площади фактически используется для размещения указанных выше объектов.
В итоге ежегодно формируется перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налог на имущество уплачивается от их кадастровой стоимости, который далее утверждает Правительство Москвы (до 30 ноября каждого года). Проверить вхождение объекта в перечень по кадастровому номеру или адресу можно в специальном сервисе по адресу https://www.mos.ru/ggi/function/...
Подробная информация изложена в брошюре «Порядок расчёта налога на имущество исходя из кадастровой стоимости (актуальные вопросы, практика применения)», размещенной на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы.
Аналогичные перечни публикуются на портале Министерства имущественных отношений Московской области (2021).
В августе 2022 года ФНС направила в Минфин предложения упразднить региональные перечни зданий, облагаемых по кадастровой стоимости (письмо от 26 августа 2022 года №ПА-4-21/11242@).
Неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификатор, присваиваемый органом регистрации прав каждому объекту недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Кадастровый номер объекта недвижимости имеет формат КО:КР:КК:ОН, где:
По классификатору строительной информации — «Уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер земельного участка, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный земельный участок существует как единый объект зарегистрированного права» (код Prp>BN__0001, по состоянию на 04.09.2023).
Примечание — О порядке присвоения кадастровых номеров
Нумерация объектов в пределах одного кадастрового квартала сквозная, то есть каждому новому объекту в кадастровом квартале присваивается следующий по порядку номер, вне зависимости от вида объекта недвижимости. Каждый новый объект недвижимости при постановке на кадастровый учёт получает следующий по порядку номер в пределах одного кадастрового квартала. То есть по кадастровым номерам объектов, расположенных в одном кадастровом квартале, в большинстве случаев можно определить, какой из них поставлен на кадастровый учёт раньше.
Если номер кадастрового округа или района состоит менее чем из двух цифр, а квартала менее шести или семи цифр (в зависимости от принятого в округе шаблона), перед ними принято добавлять нули. Например, для кадастрового округа — 04, для кадастрового квартала — 04:01:0004041. Такие полные номера используются сегодня для поиска, заказа сведений, а также для подачи заявлений по государственным и муниципальным услугам.
В начале 2021 года на публичной кадастровой карте у кадастрового номера дополнительные нули не отображались, что более соответствует требованиям к нумерации. Например, объект недвижимости с кадастровым номером 04:01:0010107:133 на публичной кадастровой карте был показан как объект с номером 4:1:10107:133. Увидеть номер с добавленными нулями на публичной карте можно в всплывающем окне, закрыв левую панель и кликнув на объект.
Кадастровый номер уникален, то есть не существует двух разных объектов недвижимости с одинаковым кадастровым номером. Также у одного объекта недвижимости не должно быть двух и более кадастровых номеров. Однако, на практике можно объекты, у которых эта норма нарушена. В таком случае, тот номер, к которому привязана запись о регистрации прав, является достоверным, а остальные называются дублями и подлежат исключению из ЕГРН в рамках процедуры верификации.
Причинами возникновения дублей являются:
Кадастровый номер присваивается объекту недвижимости один раз и не изменяется до тех пор, пока объект недвижимости не прекратит своё существование. Поэтому при изменении границ между субъектами РФ или муниципальными образованиями кадастровые номера объектов недвижимости сохраняются в том же виде. Ярким примером является ситуация с присоединением к Москве новых территорий в 2012 году: все ранее учтенные земельные участки, включенные в границы города Москвы из Московской области, сохранили свои кадастровые номера. Именно поэтому на территории «новой Москвы» можно встретить большое количество земельных участков, кадастровые номера которых начинаются с округа 50.
Если объект недвижимости расположен в пределах нескольких кадастровых кварталов, кадастровых районов или кадастровых округов, то такой объект ставится на кадастровый учет соответственно в нулевой кадастровый квартал, условный кадастровый район или Общероссийский кадастровый округ. Это характерно для линейных объектов, например, нефте- и газопроводов). Им зачастую присваивается соответствующий кадастровый номер с нулевым кварталом, районом или округом. При этом количество нулей должно соответствовать исходной структуре кадастрового номера. Например, объект недвижимости, расположенный в пределах нескольких кадастровых кварталов в ЦАО г. Москвы получит кадастровый номер 77:1:0:N (77:01:00000000:N), где N - номер объекта в кадастровом квартале.
Кадастровый номер с нулевым кадастровым кварталом и (или) условным кадастровым районом присваивается также при внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если невозможно установить его точное местоположение. Например, объект может стоять на учете без координат. Но даже после проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ такого объекта, кадастровый номер не изменятся.
После прекращения существования объекта недвижимости и снятия его с государственного кадастрового учета, кадастровый номер такого объекта повторно не используется.
Структура и правила присвоения кадастрового номера одинаковы для любых объектов недвижимости, поэтому по кадастровому номеру нельзя определить вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, ОНС, помещение или машино-место).
Важно помнить, что привычный сегодня вид кадастровых номеров появился в 2000—2001 годах. Все другие номера, которые были присвоены объектам до этого времени, как правило, имеют иную структуру и считаются ранее присвоенными номерами (условными, инвентарными и пр.), несмотря на то, что в названии такого номера может быть указано «кадастровый».
Наличие кадастрового номера свидетельствует о том, что объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет. Однако, если кадастровый номер объекта неизвестен правообладателю, это не означает, что его нет. Кадастровый номер объекта недвижимости можно узнать, воспользовавшись поиском на официальном сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» по адресу, ранее присвоенному номеру, номеру права или ограничения, которые указаны в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах или документах технической инвентаризации.
Документы, в которых может быть указан кадастровый номер:
22.05.2023 утвержден новый приказ Росреестра №П/0183 «Об утверждении порядка кадастрового деления…», который начнет действовать со дня признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России №877 от 24.11.2015. Основные нововведения:
C 29.06.2022 согласно ПП РФ №818 от 06.05.2022 работником многофункционального центра на полученных от заявителя заявлении и прилагаемых к нему подлинниках и копиях документов на бумажном носителе проставляется отметка о создании электронных образов документов, в том числе при наличии ранее проставленных отметок.
Разъяснения по порядку приему документов даны в письме Минэкономразвития №Д09и-18763 от 17.06.2022.
Злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Примечание — О совмещении функций органов исполнительной власти и функций хозяйствующих субъектов
По мнению многих представителей отрасли с 2017 года по настоящее время Росреестр ведет планомерную активную работу по огосударствлению кадастровой деятельности, что вероятно приведет его к доминирующему положению на рынке кадастровых работ и недобросовестной конкуренции.
Так, 28.06.2017 в нарушение Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» был принят приказ Росреестра №11/0302 о внесении изменений и устав ФГБУ «ФКП Росреестра», по которому палата наделяется полномочиями выполнять кадастровые работы.
Через некоторое время стали появляться многочисленные свидетельства того, как региональные подразделения начали рассылать в адреса потенциальных подрядчиков предложения о выполнения работ. В них принижалась значимость частных кадастровых инженеров и напрямую преподносился как преимущество тот факт, что подготовленные документы будут проверяться ими же, например:
Очевидное негодование профессионального сообщества привело к следующим закономерным последствиям:
Все это не помешало ФКП продолжать рекламировать кадастровые услуги на своем новом сайте.
26.05.2020 в Государственную Думу был внесен законопроект №962484-7, содержащий положение о наделении ФКП правом на осуществление кадастровой деятельности. В целях продвижения законопроекта Росреестром была проведена информационная кампания, содержащая два положения:
Несмотря на консолидированное и однозначно высказанное несогласие кадастровых инженеров (петиция), саморегулируемых организаций, Комитета Совета Федерации по экономической политике, Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (отзыв), Общественной палаты РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (отзыв), Общественного совета Росреестра, Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности ТПП РФ и многих участников сообщества, закон с оговоркой, что Палата вправе заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ лишь в случаях, установленных Правительством РФ, был принят (120-ФЗ от 30.04.2021).
Одновременно незаметно для широкой общественности Федеральным законом №304-ФЗ от 02.07.2021 (п.14 ст.1) было определено, что с 01.01.2022 проведение кадастровых работ в отношении лесных участков становится возможным только силами ФГБУ «Рослесинфорг».
30.09.2021 опубликован проект ПП РФ об определении значительно расширенного по сравнению с обещанным перечня работ, которые будет иметь возможность проводить ФКП:
21.10.2021 Национальная палата кадастровых инженеров подготовило отрицательное заключение на проект ПП РФ «Об утверждении перечня случаев...». К обращению были приложены отрицательное заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и отрицательные отзывы саморегулируемых организаций кадастровых инженеров:
В обобщающем обращении Национального объединения обращено внимание на следующие моменты:
В ответе от 09.11.2021 на заключение Национального объединения Росреестр заявил следующее:
В итоге перечень видов работ ФКП утвержден ПП РФ №48 от 25.01.2022:
В октябре 2021 года появилась информация о плане создания ППК Роскадастр, одной из функций которой будет выполнение кадастровых работ.
В законопроекте №20301-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения реализации деятельности публично-правовой компании „Роскадастр“)» предлагается исключить необходимость утверждения Правительством перечня случаев, когда Роскадастр имеет право выполнять кадастровые работы.
24.11.2021 Ассоциация «Национальная палата кадастровых инженеров» направило обращение №1335/21-12-01 в Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с требованием исключить из законопроекта №20316-8 все производственные функции, которые закреплены за ФГБУ «ФКП Росреестра» в части обеспечения функций Росреестра, так как «ситуация, когда корпорация сама проводит работы, сама их контролирует, вносит в ЕГРН их результаты и готовит проекты решения для государственных регистраторов создает беспрецедентные условия для процветания коррупции в учетно-регистрационной системе».
29.11.2021 Опубликовано Заключение Счетной палаты №ЗСП-223/03-01 на проект федерального закона №20316-8: «Совмещение ППК „Роскадастр“ функций органов власти и хозяйствующих субъектов на конкурентных товарных рынках, в том числе при проведении кадастровых работ, создают риски ограничения конкуренции, препятствования их развития».
02.12.2021 Ассоциация СРО «Кадастровые инженеры» направило обращение №1291 в Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с требованием исключить из законопроекта №20316-8 производственные функции.
17.12.2021 В Российской газете не стали говорить о заключении Счетной палаты: «Счетная палата концептуально поддерживает законопроект о создании „Роскадастра“».
30.12.2021 Приняты 448-ФЗ «О публично-правовой компании „Роскадастр“» и 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» без учета мнения профессионального сообщества.
24.11.2022 Обсуждается законопроект, по которому ПКК сможет «безвозмездно использовать данные государственных информационных систем, оператором которых является, в целях осуществления возложенных на нее функций и полномочий публично-правового характера», что явно противоречит предыдущим заверениям;
25.07.2023 — в третьем чтении принят законопроект №19881-8, согласно которому у ППК будет бесплатный доступ к данным и материалам, содержащимся в государственных фондах пространственных данных.
04.08.2023 на обсуждение вынесен законопроект №140601, по которому право выполнения, причем в значительно упрощенном порядке, комплексных кадастровых работ за счет федерального бюджета планируется передать исключительно ППК «Роскадастр». Естественно, на особых условиях публичной компании провести ККР будет легче, чем остальным, что неминуемо скажется на рынке кадастровых работ. Обосновывается инициатива низкой квалификацией сотрудников, реализующих закупочную деятельность, неполнотой расхода выделенных средств, низким качеством работ, выполненных по демпинговым ценам, и превышением сроков. Почему же не оптимизировать на основе полученного опыта общую процедуру и установить равные нормы для всех, вместо того, чтобы по факту идти к монополизации отрасли, игнорируя саму суть закона «О защите конкуренции» — неизвестно;
30.08.2023 — Национальная палата дала резко отрицательное заключение на законопроект №140601, выделив ряд отрицательных моментов:
Наиболее часто встречающиеся случаи, о которых стоит беспокоиться правообладателям:
Примечание — О запрете регистрации без личного присутствия
Статьей 36 218-ФЗ предусмотрена такая мера защиты правообладателя от мошенников, как запись, запрещающая обращаться в Росреестр от его имени, в первую очередь по доверенности.
В статью периодически вносятся корректировки. Так 120-ФЗ от 30.04.2021 учтено, что отметка должна погашаться при наследовании, и что с 01.01.2023 поставить саму отметку можно будет через личный кабинет без усиленной квалифицированной электронной подписи. А в 185-ФЗ от 28.06.2022 дополнительно прямо указано, что не выйдет подать заявление на регистрацию через нотариуса, если к нему обратится представитель по доверенности. Зато по доверенности теперь поставить можно поставить саму отметку.
Форма заявления об установлении отметки установлена приказом Росреестра №П/0310 от 19.08.2020 (приложение №2).
Заметим, что эта отметка дополняет другой, по умолчанию установленный запрет о невозможности представления заявлений и документов в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Также есть рекомендации от Росреестра о внесении в ЕГРН актуальных адреса электронной почты и номера телефона правообладателя, на которые должны приходить уведомления в случае поступления заявлений на регистрацию.
Государственная программа, направленная на достижение целей:
Программа утверждена ПП РФ №2148 от 01.12.2021
В целях обеспечения функционирования НСПД разрабатывается ФГИС ЕЦП НСПД.
Сайт программы: http://government.ru/rugovclassifier/898
Паспорт программы: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/54
Предыдущие федеральные целевые программы:
Последние события:
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий:
Функции органа регистрации прав осуществляет Росреестр. Ряд полномочий, в том числе в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, переданы:
Бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.
Согласно Конституции РФ:
Федеральным законом от 17.07.2001 №101-ФЗ было установлено, что государственная собственность на землю разграничивается:
Федеральным законом от 17.04.2006 №53-ФЗ эти положения были перенесены в 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (ст.3.3).
На иллюстрации приведено распределение земельных участков по видам собственности в разрезе по категориям земель согласно отчету Счетной палаты об анализе системы землепользования 2022-го года.
О проводимых работах по разграничению государственной собственности см. раздел об инвентаризации земель.
Объект недвижимости, в отношении которого:
Основные положения о ранее учтенных объектах изложены в ст.69 218-ФЗ от 13.07.2015. В рамках порядка выявления правообладателей по ст.69.1 218-ФЗ к ранее учтенным также относятся объекты, права на которые возникли до дня вступления в силу 122-ФЗ, и которые не зарегистрированы в ЕГРН.
Примечание — О выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
Федеральным законом №518-ФЗ от 30.12.2020 (законопроект) введен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (ст.69.1 218-ФЗ от 13.07.2015).
Как сказано в пояснительной записке, по состоянию на 2020 год примерно у 25 000 000 ранее учтенных объектов не были указаны их правообладатели, что мешает возмещать убытки при ограничении прав на землю и при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, проводить согласование местоположения границ земельных участков и, конечно же, собирать налоги.
Основная проблема заключается в том, что во многих правоустанавливающих документах отсутствуют данные, однозначно идентифицирующие правообладателя, например СНИЛС гражданина или реквизиты документов, удостоверяющих его личность.
По утвержденному порядку органы местного самоуправления наделяются полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости:
Также уполномоченные органы вправе:
Для примера ДГИ г. Москвы выкладывает на специальной странице проекты решений о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Согласно 397-ФЗ от 31.07.2023 в городах федерального значения органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и внесению сведений о них в ЕГРН, если:
Если в результате не удается выявить правообладателя, объект ставится на учет как бесхозяйный, причем без технического плана — по декларации. Если объект имеет признаки выморочного имущества, соответствующее заявление подается в орган исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, либо вносится отметка в ЕГРН о передаче в общее имущество собственников помещений и (или) машино-мест в здании или сооружении. Регистрация прав при этом осуществляется только после кадастровых работ.
Включенный в состав ЕГРН реестр сведений о проектах межевания территорий и сведений о следующих видах границ:
Границам, включенным в реестр присваиваются реестровые номера.
XML-схема документов, направляемых в орган регистрации прав органами государственной власти, органами местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в части сведений о границах, зонах, территориях, для внесения в реестр границ, утверждена Приказом Росреестра №П/0414 от 28.10.2022 (действует с 01.12.2022). Однако согласно письму Роскадастра от 28.02.2023 №11-0085-КЛ/23, так как ФГИС ЕГРН еще доработана, пока следует использовать ранее установленный порядок.
Проблемы внесения сведений в реестр границ освещены в письме Росреестра от 22.03.2023 №18-2332-ТГ/23.
Достаточно неожиданным является то, что по приказу №П/0414 описание местоположения границ особых экономических зон, охотничьих угодий, игорных зон и зон территориального развития подготавливается по Приказу Минэкономразвития России №267 от 03.06.2011 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства».
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка:
Ошибка подлежит исправлению на основании:
Приказом Росреестра №П/0550 от 26.11.2021, который действует с даты отмены приказа Минэкономразвития России №173 от 25.03.2016, утверждены форма уведомлений об исправлении ошибки в сведениях ЕГРН и порядок его направления.
До вступления 01.01.2017 в силу 361-ФЗ от 03.07.2016 реестровая ошибка именовалась «кадастровой ошибкой в сведениях» — это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости [п.1 ст.28 221-ФЗ от 24.07.2007].
По мнению, изложенному в письме Управления Росреестра по Иркутской области от 03.03.2023 №14-05178-23, при пересечении земельного участка с объектами реестра границ в приложение межевого плана должны включаться документы, представленные органом публичной власти, которые подтвеждают ошибочность внесенных в ЕГРН сведений о границах муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества. Соответствующая информация и предложения по устранению выявленных ошибок также должна быть приведена в «Заключении кадастрового инженера».
Присваиваемый органом регистрации прав, неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ идентификационный реестровый номер, присваиваемый объектам реестра границ ЕГРН (кроме сведений о проектах межевания территорий).
Порядок присвоения реестровых номеров границ утвержден Приказом Росреестра №П/0183 от 22.05.2023 (вступит в силу после отмены Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2015 №877.
В отличие от кадастрового номера, реестровый номер состоит из учетного номера единицы кадастрового деления, номера вида объекта реестра границ и порядкового номера записи, например:
Реестр объектов недвижимости, входящий в состав Единого государственного реестра недвижимости.
Не путать с Государственным кадастром недвижимости.
Публично-правовая компания, образуемая путем реорганизации и консолидации ресурсов и функций ФГБУ «ФКП Росреестра», ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», АО «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ», АО «Роскартография» в целях осуществления государственных функций и оказания государственных и иных услуг в сфере:
Согласно 448-ФЗ и 449-ФЗ от 30.12.2021 компания вправе осуществлять практически любые виды отраслевой деятельности, в частности:
Функции и полномочия учредителя компании от имени Российской Федерации выполняет Росреестр.
Руководитель (с 08.2022) Жданов Владислав Леонидович.
Сайтом Роскадастра стал бывший сайт Кадастровой палаты https://kadastr.ru/.
Последние события:
Порядок выездного приема заявлений Роскадастром, курьерской доставки документов, размеров платы за их осуществление установлен приказом Росреестра №П/0545 от 26.11.2021 (да, за месяц до 448-ФЗ).
Метаданные об актуальности сведений ЕГРН.
Обрабатываемые во ФГИС ЕГРН сведения, которые еще не прошли учет, до принятия решения именуются «формируемыми». После учета разделам, записям и сведениям ЕГРН присваивается статус «актуальный (актуальные)», а при снятии объекта с учета — «архивный (архивные)». Если же объект еще не снят с учета, но есть уже неактуальные сведения или неактуальные записи о ранее зарегистрированном праве, ограничении права и обременении, сделке, то им присваивается статус «погашенные».
Статус «временный» присваивался объектам недвижимости в ГКН при постановке на кадастровый учет до 2017 года. Исключение составляли объекты «общего пользования» и случаи возникновения права «в силу закона», а также здания, сооружения и объекты незавершенного строительства — такие объекты ставились на кадастровый учет со статусом «учтенные». По истечении 5 лет временные объекты недвижимости должны были сниматься с кадастрового учета с присвоением статуса «аннулированный» в случае, если на них так и не были зарегистрированы права, но фактически это могло не происходить. В момент передачи сведений в ЕГРН эти статусы были заменены на новые. Одновременно с этим при наличии противоречий в данных ГКН и ЕГРП соответствующим сведениям в ЕГРН присваивался дополнительный статус «незасвидетельствованные».
Согласно 218-ФЗ процедуры кадастрового учета и регистрации прав были объединены, статус «временный» больше не присваивается за ненадобностью, а крайний срок существования «брошенных» объектов, сведения о которых носят такой временный характер, установлен на 1 марта 2022 года. Ожидается, что в этот день такие объекты будут исключены из Единого государственного реестра недвижимости. До этого времени на них еще можно зарегистрировать право.
Сейчас по аналогии Росреестр снимает с учета земельные участки, образованные из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, если в течение 5 лет после постановки на учет в отношении таких участков не будут зарегистрированы права, и если такие участки не заняты зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства. Кроме того, по решению государственного регистратора снимаются с учета земельные участки, образованные путем перераспределения с землями или государственными/муниципальными земельными участками, если в течение 3 лет после постановки их на учет не зарегистрированы права.
Земельные участки, которые были сформированы и предоставлены на каком-либо праве до вступления в силу 221-ФЗ, с 01.01.2008 были внесены в ГКН со статусом «ранее учтённые». Другие объекты недвижимости были внесены в ГКН с таким статусом 01.01.2013, если в отношении них был осуществлен технический учет, или были зарегистрированы права в ЕГРП. При передаче таких объектов из ГКН в ЕГРН им вместо статуса ставилась соответствующая отметка в соответствии с п.179, 212 Приказа Минэкономразвития РФ №943 от 16.12.2015. Росреестр может снимать ранее учтенные земельные участки с учета, то есть присваивать им статус «архивный», в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателях таких участков.
По мнению Росреестра, изложенному в письме №13-2191-АБ/21 от 25.03.2021, для изменения статуса сведений о характеристике (площади, количестве этажей) учтенного в ЕГРН жилого или садового дома, указанного в части 12 статьи 70 Закона №218-ФЗ, с «актуальные незасвидетельствованные» на «актуальные»:
Описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в ЕГРН.
Исправляется на основании:
Приказом Росреестра №П/0310 от 19.08.2020 утверждена форма заявления:
Приказом Росреестра №П/0550 от 26.11.2021, который действует с даты отмены приказа Минэкономразвития России №173 от 25.03.2016, утверждены форма уведомлений об исправлении ошибки в сведениях ЕГРН и порядок его направления.
Последние события:
Подведомственное учреждение Росреестра, осуществляющее в том числе функции:
Кадастровая палата осуществляет отдельные полномочия органа регистрации прав и оказание отдельных государственных услуг в соответствии с Приказом Росреестра №П/0327 от 30.07.2021.
С 1 января 2017 года по приказу Росреестра №П/0515 от 18.10.2016 полномочия по непосредственному вынесению решений при осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав осуществляет сам Росреестр. Лишившись ключевой работы, кадастровая палата с тех пор развивается в смежных областях:
Директор:
Официальный сайт: https://kadastr.ru[742]
Является органом регистрации прав. Подведомственные учреждения (до объединения в ППК «Роскадастр» в 2022-2023 годах):
Росреестр осуществляет контроль за выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждений по правилам, утвержденным Приказом Росреестра №П/0466 от 15.10.2021.
Руководитель:
Деятельностью Росреестра руководит:
Официальный сайт: https://rosreestr.gov.ru[515]
Предварительная запись на видеоконсультацию со специалистом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) доступна по ссылке https://www.mos.ru/pgu/ru/services/link/5608/
Последние события:
Возможность подачи заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав независимо от места нахождения объекта недвижимости.
В случае подачи такого заявления орган по месту нахождения объекта недвижимости проводит регистрацию на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приема документов, причем, в те же сроки.
В Москве такой режим подачи заявлений стал доступен в декабре 2018 года, во всех субъектах федерации в апреле 2021 года.
Заявления по экстерриториальному принципу подаются в подразделения органа регистрации прав или многофункциональный центр, входящие в перечень, опубликованный на официальном сайте Росреестра — https://lk.rosreestr.ru/#/offices. В Москве подходящий МФЦ можно узнать на городском портале по ссылке https://www.mos.ru/services/...
Справочник является объектом авторских прав. При использовании материалов следует указывать в источниках библиографическое описание:
Кадастровый учет и регистрация прав. – Текст : электронный // Справочник кадастрового инженера Cadastre.ru : монография / С. А. Атаманов, С. А. Григорьев, З. С. Косаруков, М. С. Чуприн. – Москва, 2023. – URL: http://cadastre.ru/article/33 (дата обращения: 03.10.2023).
По приказу Росреестра №П/0393 от 23.10.2020 площадь определяется на основании натурных измерений такого объекта как площадь простейшей геометрической фигуры или путем разбивки на фигуры и суммирования их площадей. Для оценки точности определения (вычисления) площади рассчитывается средняя квадратическая погрешность
Справочник содержит множество определений, используемых в градостроительстве, при кадастровом учете и регистрации прав. Проверьте себя на их знание. За каждый правильный вопрос начисляется 1 балл, за неправильный снимается. Наберите 30 для получения сертификата
Узлами графа являются термины, а ребра построены на основе внутренних ссылок в определениях. Отдельные узлы кластеризуются по тематике
Полученные по API данные могут быть использованы как разъясняющие сопровождающие или исходные материалы в указанных при получении ключа доступа коммерческих или некоммерческих информационных системах (включая приложения), производных материалах
В Справочнике реализована возможность «собирать» термины в персональную концептуальную схему, семантическую сеть — это граф, где отраслевые термины представлены узлами, а связи между ними символизируют отношения, смысл которых вы определяете и задаете самостоятельно. В результате у вас постепенно формируется личная база знаний из взаимосвязанных ключевых отраслевых понятий.
Конкуренция за кадры и заказы с другими компаниями, навыки и учет времени сотрудников, проектирование бизнес-процессов услуг, подбор и обустройство офиса, закупка мебели и оборудования, разработка сайта и продвижение, учет доходов и расходов, налогов, сообщения от сотрудников и заказчиков, рейтинг компаний, карта
Если вы первый раз на этом сайте, пожалуйста ознакомьтесь с разделом «О справочнике».
Вы можете создавать топики на любые темы, связанные с учетом недвижимости и регистрацией прав.
Все новые топики попадают на главную страницу, где их видят все посетители. Вы можете пользоваться этим, чтобы быстрее получать ответы на свои вопросы по нюансам выполнения работ.
Просьба сообщать о найденных ошибках, а также присылать имеющиеся у вас наработки и документы, которые позволят улучшить справочник, на npogeo@gmail.com
Доступ к справочнику с помощью Алисы в приложениях Яндекса (видео-обзор)
Вы можете задать здесь свой вопрос по этой теме