Нужно узнать пункт закона?Статьи в Справочнике состоят из параграфов, почти каждый из которых сопровождается соответствующими цитатами из нормативных правовых документов. Такие параграфы отмечены зеленой или желтой линией (подробнее). Чтобы показать цитаты, нажмите на иконку « » справа от текста. |
Комплекс мероприятий, осуществляемых в целях:
Приказом Минтруда России №434н от 29.06.2021 утвержден профессиональный стандарт «Землеустроитель» (действует с 01.03.2022).
Эксперты Счетной палаты, анализируя в 2022-м году осуществляемую в целях землеустройства деятельность уполномоченных органов, пришли к следующим выводам:
В ранее действовавших «Основах государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012—2020 годы» (РП РФ №297-р от 03.03.2012) были заданы следующие направления законотворческой деятельности в целях совершенствования землеустройства, которые пока так и не воплотились в жизнь:
В 2019 году Минэкономразвития РФ подготовило проект нового федерального закона о землеустройстве, который после доработок был передан в конце 2020 года на дальнейшее сопровождение в Минсельхоз России. Проект №02/04/04-22/00126300 представлен для обсуждения 01.04.2022.
В пояснительной записке справедливо отмечено, что «за последние десятилетия институт землеустройства утратил существенную часть своего значения и содержания». Действительно, с момента появления частной собственности в России возник и до сих пор не решен вопрос распределения зон ответственности за организацию рационального землепользования, обеспечивающего баланс частных и публичных интересов.
В целом концепция переработанного законопроекта в итоге предполагает некое дублирование норм Градостроительного кодекса, но для земель сельскохозяйственного назначения:
Ключевые моменты:
Территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.
В процессе становления кадастра недвижимости, градостроительной и муниципальной реформы из перечня объектов землеустройства постепенно выводились:
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства установлен Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 №267.
Правила установления на местности границ объектов землеустройства установлены ПП РФ от 20.08.2009 №688. В частности, при установлении на местности границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований, населенных пунктов узловые точки таких границ, а также ближайшие к ним характерные точки границ закрепляются долговременными межевыми знаками и используются в качестве пунктов опорной межевой сети.
Типы межевых знаков объектов землеустройства и порядок их установки (закладки) в соответствии с 78-ФЗ от 18.06.2001 «О землеустройстве» утверждены Приказом Минэкономразвития РФ №582 от 31.12.2009:
Исторический интерес представляет собой Практическое руководство Госкомзема Башкирской ССР за №40 от 01.10.1993 по выносу в натуру и закреплению на местности границ населенных пунктов железобетонными и деревянными знаками с насыпкой курганов.
Положение о контроле за проведением землеустройства было утверждено ПП РФ №273 от 26.05.2002, а впоследствии ПП РФ №1061 от 29.12.2008.
Деятельность в рамках землеустройства, осуществляемая в целях получения информации об количественном и качественном состоянии земель. Включает в себя:
Деятельность в рамках изучения состояния земель при землеустройстве, осуществляемая в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве, в том числе в органическом сельском хозяйстве.
Деятельность в рамках изучения состояния земель при землеустройстве, осуществляемая для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Документы советского периода об инвентаризации земель представлены в докладе «Создание на федеральном уровне института, способствующего эффективному вовлечению в оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения…».
20.02.1991 НТС при Госкомиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам одобрил Рекомендации по выявлению неиспользуемых и нерационально используемых земель.
Указом Президента РФ №480 от 23.04.1993 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» было установлено, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю, и устанавливаются границы участков на местности. Органам исполнительной власти предписывалось обеспечить до 1995 года завершение перерегистрации ранее предоставленных в пользование гражданам земельных участков. В этих целях Роскомзему было поручено проведение инвентаризации земель в течение 1993—1995 годов, во исполнение чего было выпущено Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов (17.05.1993).
Согласно Постановлению Совмина №659 от 12.07.1993 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» (для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей) устанавливались местоположение, площадь, качественное состояние земель, а также причины, приведшие к выявленным изменениям их состояния. Утвержденные материалы инвентаризации земель могли являться основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.
Формы Акта проведения инвентаризации земель и сводной информации о ходе инвентаризации земель были утверждены Приказом Роскомзема №38 от 02.08.1993 «О проведении инвентаризации земель». Положения Указа №480 о регистрации прав были отменены после принятия в 2001 году Земельного кодекса Указом Президента РФ №250 от 25.02.2003.
В 1994 году Роскомзем утвердил Единую технологию кадастровых и топографо-геодезических съемок для целей инвентаризации и ведения кадастра в городах и других поселениях в 1994—1995 гг.
Далее работы по инвентаризации земель предусматривались ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (1996-2000 годы)» (ПП РФ №932 от 03.08.1996). Согласно аналитической записке Счетной палаты 2002-го года было проинвентаризировано 3,5% территории государства, в том числе (25,2% земель поселений и 13,2% земель сельскохозяйственного назначения. Причиной низких показателей стало недофинансирование программы (25,8% от плана), а также отсутствие единой методики (технологии).
Взамен Временного руководства был принят Приказ Госкомзема России №98 от 27.04.2000 «О нормативном акте по инвентаризации земель городов и иных поселений».
Общая итоговая цель инвентаризации была сформулирована в ст.13 78-ФЗ от 18.06.2001 «О землеустройстве», однако фактически в дальнейшем все по сути свелось лишь к сбору сведений, необходимых для осуществления кадастровой оценки.
Одновременно был принят 101-ФЗ от 17.07.2001, по которому было необходимо провести работы по разграничению государственной собственности на землю РФ, ее субъектов, муниципальных образований. В этих же целях на заседании Госсовета 21.02.2001 Правительству РФ было указано завершить в полном объеме инвентаризацию государственных и муниципальных земель в 2001–2002 году.
Соответствующие мероприятия были предусмотрены в рамках подпрограммы «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений» новой ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002—2007 годы)». Часть работ проводилась в рамках проекта по поддержке осуществления земельной реформы (ЛАРИС).
В дальнейшем наполнение ГЗК, ГКН, ЕГРН осуществлялось в основном в заявительном порядке заинтересованными в осуществлении сделок правообладателями. Из новых документов, ксовенно касающихся инвентаризации земель, можно отметить «Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности» (ПП РФ №369 от 23.04.2012).
К началу 2020-х годов сложилось концепция комплексных кадастровых работ, в результате которых должен осуществляться кадастровый учет всей недвижимости на выбранной территории, однако значительного финансирования ККР со стороны государства не последовало, а искать средства было предложено муниципальным образованиям, садоводам и членам гаражных кооперативов.
Сегодня новое понимание инвентаризации земель возможно приходит с развитием информационных технологий. В частности, Распоряжением Правительства РФ №2270-р от 23.08.2023 поставлены задачи подготовки предложений по завершению разграничения государственной собственности на землю и создания новых механизмов для наполнения ЕГРН сведениями, что скорее всего обретет форму автоматизированного анализа комплекса пространственных данных в рамках НСПД.
В 2017 году были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий на поддержку программ формирования современной городской среды (ПП РФ №169 от 10.02.2017). В дополнение к ним Минстрой России разработал рекомендации по инвентаризации территории поселений, городских округов, которую нужно было провести до 2020 года, в первую очередь в целях оценки текущего состояния сферы благоустройства.
Документы, полученные в результате проведения землеустройства:
Примечание — Об экспертизе и согласовании землеустроительной документации
К 2020-м годам сложилась несколько странная ситуация с согласованием землеустроительной документации. По Положению (ПП РФ №457 от 01.06.2009) Росреестр проводит государственную экспертизу землеустроительной документации в целях обеспечения ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям (ст.6 78-ФЗ от 18.06.2001).
Существующее Положение о такой экспертизе (ПП РФ №214 от 04.04.2002) настолько старое, что в нем еще идет речь о Федеральной службе земельного кадастра России. Тем не менее территориальные органы Росреестра проводят экспертизу и в 2020-х годах — в большинстве своем это карта (планы), но в последние годы было и несколько проектов рекультивации.
А вот выборочный анализ, который провела Счетная палата, показал отсутствие в заключениях выводов о соответствии землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям, а также о возможности ее утверждения и проведения самого землеустройства. Выяснилось, что это происходило из-за отсутствия утвержденной формы документов, а также методических рекомендаций по проведению экспертизы.
По действовавшему до 18.05.2023 ПП РФ №514 от 11.07.2002 согласовывать землеустроительную документацию также должна была Федеральная служба земельного кадастра. Более того, этот порядок предполагал в качестве объектов землеустройства земельные участки, что потеряло свою актуальность еще в 2008 году (66-ФЗ от 13.05.2008). В Положении о Росреестре полномочий на согласование нет, но это не мешало отдельным территориальным органам каким-то образом все же его проводить.
С 18.05.2023 действует новый порядок согласования и утверждения землеустроительной документации (Приказ Росреестра №П/0036 от 14.02.2023). Речь там идет только о границах между субъектами РФ, согласовывать документацию о которых должны некие органы государственной власти субъекта РФ.
Документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Форма и требования к составлению установлены ПП РФ №621 от 30.07.2009.
XML-схема карты (плана) объекта землеустройства утверждена:
Утвержденная ранее Приказом №П/0414 от 28.10.2022 схема была отменена письмом Росреестра от 23.11.2023 №18-10852-ТГ/23.
Не путать с картой-планом территории.
Фонд данных, формируемый на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении фонда утверждено приказом Росреестра от 14.02.2023 №П/0036. До 18.05.2023 действовало ПП РФ №514 от 11.07.2002.
С 01.01.2023 государственную услугу по ведению фонда осуществляет ППК «Роскадастр». До этого — Росреестр в соответствии с регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ №376 от 14.11.2006.
Общая информация о подаче заявлений на получение данных представлена на портале Росреестра.
Подача заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных фонда доступна на ЕПГУ по адресу https://gosuslugi.ru/600447/1/form.
Последние события:
Пока землеустройство еще не переосмыслено как в научной среде, так и на государственном уровне, крупные корпорации понемного добровольно-принудительно участвуют в международных рейтингах, например, на соответствие стандартов компании принципам ответственного экологического, социального и корпоративного управления ESG, где:
В октябре 2024 года Минфин отметил необходимость разработать свои ESG-принципы.
Деятельность в рамках землеустройства, осуществляемая в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в РФ, субъектах РФ и муниципальных образованиях. Включают следующие основные виды работ:
Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, и осуществляемая в целях:
Соответствующие мероприятия проводятся в соответствии с нормативными правовыми документами:
Система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.
Входит в государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды), который регулируется 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».
Включает в себя:
Осуществляет Росреестр в соответствии Приказом Росреестра №П/0315 от 22.07.2021 (ранее действовал Приказ Минэкономразвития России №852 от 26.12.2014).
Подразделяется на мониторинг использования земель (в соответствии с целевым назначением) и мониторинг состояния земель.
Объектами мониторинга являются:
Последние события:
Таблица — Показатели мониторинга земель за исключением земель сельскохозяйственного назначения
Показатели мониторинга использования земель | Показатели мониторинга состояния земель |
---|---|
|
|
Система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии и об использовании земель сельскохозяйственного назначения. Является составной частью государственного мониторинга земель.
Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства установлены Постановлением Правительства РФ №1482 от 18.09.2020.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются специальным Федеральным законом №101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Доклады о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения доступны на сайте ФГБУ «Центр цифровой трансформации в сфере АПК» по адресу https://cctmcx.ru/monitoring-zemel/state_land/
Государственный информационный ресурс, содержащий свод достоверных систематизированных сведений о состоянии земель сельскохозяйственного назначения, об их использовании и иных сведений о землях сельскохозяйственного назначения.
Реестр является подсистемой ЕФИС ЗСН и ведется с использованием системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства.
В реестр вносятся сведения, полученные в ходе государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, включая:
Картографической основой реестра является единая электронная картографическая основа, на которой воспроизводятся границы сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.
Правила ведения реестра назначения утверждены ПП РФ от 02.02.2023 №154.
Административный регламент предоставления содержащихся в реестре сведений утвержден приказом Минсельхоза России №665 от 01.08.2023.
Автоматизированный сбор, обработку информации, формирование государственного информационного ресурса состояния земель сельскохозяйственного назначения в части показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения и авторизованный доступ к информации обеспечивает Минсельхоз России в соответствии с Приказом Минсельхоза России №150 от 04.05.2010.
В июне 2022-го года Минсельхоз России приступил к созданию федеральной карты-схемы земель сельхозназначения.
Документ, содержащий сведения из государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения и предоставляемый собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков по их запросам (бесплатно).
Совокупность содержащейся в базах данных государственных и муниципальных информационных систем информации о состоянии сельского хозяйства и тенденциях его развития и информационных технологий и технических средств, обеспечивающих ее обработку.
Система создается и функционирует в соответствии с нормативными правовымми документами:
Официальный сайт: http://ac.mcx.ru/ (не работает).
Оператор: Минсельхоз России.
Последние события:
Способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Сбор и обобщение результатов почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения.
Осуществляется учреждениями по земельному участку в соответствии с планами проведения почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными Минсельхозом России, на основании государственного задания, которое формирует Департамент растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России (Депрастениеводство).
Примеры учитываемых показателей:
Ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий.
Постановлением Правительства РФ №59 от 27.01.2022 утверждено положение о возмещении убытков при ухудшении качества земель по следующим причинам:
Мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений.
Согласно Правилам проведения рекультивации и консервации земель (ПП РФ №800 от 10.07.2018) рекультивация может проводиться на земельном участке с любым целевым назначением земель и разрешенным использованием.
При рекультивации требуется:
Штраф за невыполнение рекультивации согласно п.1 ст.8.7 КоАП РФ составляет:
Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения, предназначенная для обеспечения актуальными и достоверными сведениями о таких землях, включая данные об их местоположении, состоянии и фактическом использовании.
Система введена в эксплуатацию Приказом Минсельхоза России №130 от 02.04.2018. Подсистемой ЕФИС ЗСН является Государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения.
Проект законодательного закрепления основных положений о системе, требований к ее функционированию и содержанию внесен в Государственную Думу в апреле 2024 года (законопроект №591417-8).
Официальный сайт: http://efis.mcx.ru/landing/
Раздел открытых данных Минсельхоза доступен по адресу: http://efis.mcx.ru/opendata
Пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Выделяются в составе земель сельскохозяйственного назначения, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Границы угодий должны воспроизводиться на сведениях ЕЭКО в Государственном реестре земель сельскохозяйственного назначения.
Сельскохозяйственное угодье, включенное в соответствии с законодательством субъекта РФ в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Это могут быть в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу).
С июля 2023-го года на портале Московской области работает сервис, позволяющий узнать об отнесении земельного участка к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям по кадастровому номеру.
Документ, характеризующий уровень почвенного плодородия и его изменения в процессе хозяйственного использования земельного участка, который выдавался с апреля 2016 года Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области в соответствии с Законом МО №212/2006-ОЗ от 02.12.2006, утратившим силу с выходом Закона МО №120/2021-ОЗ от 29 июня 2021 года «О развитии сельского хозяйства в Московской области».
Фонд данных, формируемый в соответствии со ст.15 113-ФЗ от 19.07.1998 «О гидрометеорологической службе» на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
Ведется по регламенту, утвержденному Приказом Росгидромета №144 от 24.04.2008.
Состав и структура документированной информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, порядок ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядок создания и ведения фонда утверждены Приказом Минприроды России №510 от 30.07.2020.
Доступ к информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) не может быть ограничен.
Федеральная государственная информационная система, создаваемая в целях:
Адрес сайта: https://ecomonitoring.mnr.gov.ru
Последние события:
Справочник является объектом авторских прав. При использовании материалов следует указывать в источниках библиографическое описание:
Землеустройство, охрана и мониторинг земель. – Текст : электронный // Справочник кадастрового инженера Cadastre.ru : монография / С. А. Атаманов, С. А. Григорьев, З. С. Косаруков, М. С. Чуприн. – Москва, 2024. – URL: http://cadastre.ru/article/25 (дата обращения: 21.11.2024).
Онлайн-сервис для расчета и проверки на соответствие требованиям суммарной поэтажной площади, плотности застройки и процента застройки земельного участка
Онлайн-сервис для формирования отчетов об оценке качества согласно ГОСТ Р 57773-2017 (ИСО 19157:2013)
По приказу Росреестра №П/0393 от 23.10.2020 площадь определяется на основании натурных измерений такого объекта как площадь простейшей геометрической фигуры или путем разбивки на фигуры и суммирования их площадей. Для оценки точности определения (вычисления) площади рассчитывается средняя квадратическая погрешность
Справочник содержит множество определений, используемых в градостроительстве, при кадастровом учете и регистрации прав. Проверьте себя на их знание. За каждый правильный вопрос начисляется 1 балл, за неправильный снимается. Наберите 30 для получения сертификата
Узлами графа являются термины, а ребра построены на основе внутренних ссылок в определениях. Отдельные узлы кластеризуются по тематике
Полученные по API данные могут быть использованы как разъясняющие сопровождающие или исходные материалы в указанных при получении ключа доступа коммерческих или некоммерческих информационных системах (включая приложения), производных материалах
В Справочнике реализована возможность «собирать» термины в персональную концептуальную схему, семантическую сеть — это граф, где отраслевые термины представлены узлами, а связи между ними символизируют отношения, смысл которых вы определяете и задаете самостоятельно. В результате у вас постепенно формируется личная база знаний из взаимосвязанных ключевых отраслевых понятий.
Конкуренция за кадры и заказы с другими компаниями, навыки и учет времени сотрудников, проектирование бизнес-процессов услуг, подбор и обустройство офиса, закупка мебели и оборудования, разработка сайта и продвижение, учет доходов и расходов, налогов, сообщения от сотрудников и заказчиков, рейтинг компаний, карта
Мы решили зафиксировать отраслевые события, произошедшие за период с 1990-го года по текущее время, в виде хронологии. В первую очередь нас интересует кадастровый учет, регистрация прав, мониторинг и землеустройство, в какой-то мере геодезия и картография, градостроительство и учет природных ресурсов. За эти годы много раз изменилась структура органов исполнительной власти, одни государственные информационные ресурсы и системы постепенно заменялись другими.
Если вы первый раз на этом сайте, пожалуйста ознакомьтесь с разделом «О справочнике».
Вы можете создавать топики на любые темы, связанные с учетом недвижимости и регистрацией прав.
Все новые топики попадают на главную страницу, где их видят все посетители. Вы можете пользоваться этим, чтобы быстрее получать ответы на свои вопросы по нюансам выполнения работ.
Просьба сообщать о найденных ошибках, а также присылать имеющиеся у вас наработки и документы, которые позволят улучшить справочник, на npogeo@gmail.com
Доступ к справочнику с помощью Алисы в приложениях Яндекса (видео-обзор)
Вы можете задать здесь свой вопрос по этой теме