Нужно узнать пункт закона?Статьи в Справочнике состоят из параграфов, почти каждый из которых сопровождается соответствующими цитатами из нормативных правовых документов. Такие параграфы отмечены зеленой или желтой линией (подробнее). Чтобы показать цитаты, нажмите на иконку « » справа от текста. |
При ведении государственного адресного реестра — описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными ПП РФ от 19.11.2014 №1221 определена структура адреса:
Приказом Минфина России от 05.11.2015 №171н установлены классификация объектов адресации и их сокращенные наименования.
Сведения об адресах содержатся в государственном адресном реестре, формирование, ведение и использование которого обеспечивается федеральной информационной адресной системой.
В кадастровой документации указывается в порядке приоритета:
Пояснения по указанию в документах, подготовленных кадастровыми инженерами, сведений об адресе объектов недвижимости даны в письме Росреестра №14-04820/22@ от 30.05.2023.
Присвоить адрес земельному участку, зданию, сооружению и помещению в Московской области можно путем подачи соответствующего заявления в электронной форме по услуге https://uslugi.mosreg.ru/services/6912. С 04.2023 в Подмосковье после вынесения положительного решения на ввод объекта в эксплуатацию уведомление о присвоении почтового адреса автоматически поступает в Росреестр.
В Москве также доступна электронная услуга «Присвоение адреса объекту адресации», по которой можно:
Если право на объект недвижимости не зарегистрировано в ЕГРН, то к заявлению необходимо приложить правоустанавливающий документ. Срок рассмотрения заявления составляет 8 рабочих дней. Результатом оказания услуги по присвоению адреса является распоряжение о присвоении адреса, получив которое можно обратиться в любое МФЦ Москвы с заявлением о кадастровом учете изменений без одновременной регистрации прав в связи с изменением адреса. К заявлению потребуется приложить распечатанное распоряжение.
Последние изменения:
Штамп:
В перечень компетентных органов, утвержденный ПП РФ №479 от 30.05.2016, входят:
Вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.
Граница учитывается в реестре границ ЕГРН.
Реестр сведений о статусе особо охраняемых природных территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Систематизированный свод документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
Порядок ведения кадастра утвержден Приказом Минприроды России №69 от 19.03.2012, согласно которому ГК ООПТ состоит:
Границы муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом соответствующего субъекта РФ.
Общий порядок установления и изменения границ муниципального образования регулируется положениями ст.11-12 131-ФЗ от 06.10.2003.
Границы муниципальных образований учитываются в реестре границ ЕГРН.
При создании и обновлении цифровой картографической продукции — линия, определяющая пределы объекта административно-территориального деления и установленная в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Дополнительно изменение границ утверждается Советом Федерации, например:
Границы новых образуемых субъектов РФ принимаются в соответствии с 6-ФКЗ от 17.12.2001.
Границы субъектов РФ учитываются в реестре границ ЕГРН. Форма выписки из ЕГРН утверждена Приказом Росреестра от 04.09.2020 №П/0329.
Комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации был утвержден РП РФ №2444-Р от 30.11.2015.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Положения о дарении представлены в главе 32 ГК РФ (часть вторая).
Примечание — О нотариальном удостоверении сделки по дарению
18.09.2024 принят в первом чтении законопроект №498499-8 от 28.11.2023, по которому предлагается сделать обязательным нотариальное оформление сделок по дарению недвижимости
Сейчас согласно п.3 ст.574 ч.2 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Законопроектом предлагается изложить его в следующей редакции: «Договор дарения недвижимого имущества подлежит нотариальному удостоверению, за исключением случаев, когда даритель и одаряемый являются супругами или состоят друг с другом в близком родстве: родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации».
Заметим, что согласно 302-ФЗ от 30.12.2012 правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574 (дарение), 584 ГК РФ, не подлежат применению к договорам, заключаемым после 01.03.2013. С тех пор регистрируется переход права собственности на недвижимость.
Проведенная государственная регистрация договора и иной сделки удостоверялась штампом на документах до 29.06.2022. С этой даты согласно изменениям, внесенным 449-ФЗ от 30.12.2021 в закон о регистрации недвижимости, кадастровый учет и регистрация также удостоверяются только выпиской из ЕГРН. А с выходом нового порядка ведения ЕГРН (Приказ Росреестра №П/0514 от 07.12.2023) отменена и форма надписи.
Согласно пояснительной записке договоры дарения недвижимости, по которым одаряемые не являются близкими родственниками дарителя, несут социальный риск, так как часто заключаются вследствие заблуждения дарителя, злоупотребления правом со стороны одаряемых и содержат признаки мнимой и притворной сделок. Это особенно характерно для социально незащищенных слоев населения, включая пожилых одиноких граждан, лиц, страдающих зависимостями, психическими и психологическими заболеваниями, но не состоящих на учете, лиц, вступивших в секты или другие опасные организации. Дарители могут оспорить такие сделки в суде, ссылаясь на не отдачу отчета в действиях, заблуждение относительно природы сделки или условий, например, считая ее договором ренты с пожизненным содержанием.
Реестр, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Ведется согласно 73-Ф3 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Приказу Минкультуры России №954 от 03.10.2011.
Сведения из реестра доступны по адресам:
Также сведения о местах нахождения объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России, об их территориях и о зонах охраны объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, а также отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации подлежат размещению на Федеральном портале пространственных данных в разделе Открытые данные.
Существуют и региональные реестры, например:
30.12.2014 была внедрена в эксплуатацию ФГИС Автоматизированная информационная система «Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (https://okn.mkrf.ru/).
Последние события:
Главой XII Земельного кодекса предусмотрены:
Государственный надзор осуществляют Росреестр, Россельхознадзор, Росприроднадзор в рамках государственного контроля (надзора), регулируемого 248-ФЗ от 31.07.2020, а также ФСБ РФ. Так, в соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным ПП РФ №1081 от 30.06.2021, Росреестр контролирует:
При государственном надзоре применяется риск-ориентированный подход, при котором земельные участки распределяются по категориям риска (низкий / умеренный , средний) по критериям, установленным ПП РФ №1081 от 30.06.2021.
Перечень ключевых показателей надзора, осуществляемого Росреестром, установлен приказом №П/0521 от 17.11.2021.
В Едином реестре видов контроля представлены отдельные разделы по земельному контролю (надзору) для каждого субъекта федерации и муниципального образования, например, для Москвы: https://ervk.gov.ru/public/98598
Последние события:
Часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.
Границы зон учитываются в реестре границ ЕГРН.
Не путать с территориями опережающего развития и особыми экономическими зонами.
В июле 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект №664273-8 об упразднении зон территориального развития.
Часть территории РФ, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с 244-ФЗ от 29.12.2006.
Порядок создания, ликвидации и изменения границ игорных зон утвержден ПП РФ №376 от 18.06.2007.
Границы игорных зон учитываются в реестре границ ЕГРН.
Статьей 9 главы 2 244-ФЗ от 29.12.2006 установлена возможность создания только пяти игорных зон на территориях:
Форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая ведется гражданином и членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на приусадебном или полевом земельном участке.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом №112-ФЗ от 07.07.2003.
Учет хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами.
Последние события:
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности или ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз (см. также Постановление КС РФ от 04.07.2022 №27-П).
По мнению Росреестра, изложенному в письме №14-5463-ТГ/24 от 13.06.2024, в случае раздела земельного участка для ЛПХ большей площади должно быть осуществлено отчуждение собственности в течение года в соответствии со ст.238 ГК РФ.
Форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в определенных законодательно пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В Москве местное самоуправление осуществляют советы депутатов и администрации муниципальных округов, городских округов, поселений. При этом правовые акты города по вопросам организации местного самоуправления разрабатывает Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы. Он же готовит предложения по выражению позиции города Москвы и готовит «модельные» муниципальные правовые акты, методические рекомендации.
Территория, на которой осуществляется местное самоуправление.
В 2006 году была введена единая структура территориальной организации местного самоуправления (131-ФЗ от 06.10.2003). Во всех субъектах РФ должны были быть установлены границы муниципальных образований, чья иерархия несколько раз уточнялась и со временем стала выглядеть достаточно замысловато:
При установлении границ муниципальных образований учитывается плотность населения. Перечни субъектов РФ и их отдельных районов, относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения, утверждены РП РФ №707-р от 25.05.2004.
См. также граница муниципального образования.
Последние события:
Примечание — О реформе муниципальных образований
На протяжении веков местная власть в России становилась то более, то менее самостоятельной, то полностью заменялась государственной:
Де-факто местное самоправление в современной России обделено в части полномочий распоряжения бюджетными средствами, а в различных регионах исторически сложилась самая разнообразная структура муниципальных образований.
Новейшая реформа местного самоуправления началась с закона №1-ФКЗ от 14.03.2020 о поправке к Конституции. Во-первых, органы местного самоуправления в очередной раз включены в «единую систему публичной власти» с органами государственной власти. Во-вторых, перечень видов муниципальных образований, в которых осуществляется самоуправление, вынесен из Конституции в отдельный федеральный закон.
В марте 2020 года утвержден перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления, а в декабре 2021 начато рассмотрение законопроекта, в котором выстраивается роль местного самоуправления в новой единой системе, в частности:
Представители Общественной палаты РФ в своем отзыве на законопроект отметили, что идея в целом хорошая, но «представляется важным не допустить»:
Также было отмечено противоречие в понятийном аппарате. Теперь местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ, являясь одной из форм организации публичной власти, что подразумевает его обязательный характер, в то время как в основе понятия «самоорганизация граждан» лежит их добровольность и собственная воля на самостоятельную организацию (объединение) в рамках какой-либо структуры.
С 21.02.2022 по законопроекту не было движения из-за выборов, а также, вероятно, потому что такая одномоментная реформа все-таки требует слишком значительных усилий и вложений. Тем не менее, не дожидаясь принятия закона, этот процесс по сути запущен в регионах. Примеры законов об объединении городских и сельских поселений в муниципальные округа: Закон Смоленской области №93-з от 10.06.2024, Закон Тверской области №17-ЗО от 04.05.2023, Закон Курганской области №104 от 30.12.2022 и т.д. и т.п.
Последние события:
Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Некоторые объекты не признаются объектом налогообложения согласно ст. 389 и п.3 ст.401 НК РФ, например, изъятые из оборота земельные участки, участки из состава земель лесного фонда или общее имущество многоквартирного дома.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ), кадастровая стоимость объектов капитального строительства, помещений и машино-мест (ст. 401 НК РФ).
Согласно второй части Налогового кодекса РФ земельный налог и налог на имущество для физических лиц относятся к местным налогам, а налог на имущество организаций — к региональным.
Местные налоги и соответствующие налоговые ставки вводятся нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами городов федерального значения, а региональные законами субъектов РФ. При этом устанавливаемые ставки не могут превышать значений, заданных в НК РФ по умолчанию.
Например, для земельных участков в ст. 394 установлена предельная ставка 1,5% по умолчанию и пониженная предельная ставка 0,3%, которая действует для участков, относящихся к сельскохозяйственным, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Предельная ставка в 0,3% установлена и для земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ИЖС, ЛПХ, садоводства или огородничества, участков общего назначения по 217-ФЗ. Однако, она не применяется для участков, используемых в предпринимательской деятельности, например, при размещении объектов бытового обслуживания населения, розничной торговли, платных гостевых домов и т.п. С 01.01.2025 согласно 76-ФЗ от 12.07.2024 теперь ограничение также касается участков с кадастровой стоимостью более 300 млн руб.
Предельные налоговые ставки для другой недвижимости в собственности физических лиц установлены в ст.406 НК РФ, например, 0,3% для квартир или 2% для выявленных административно-деловых, торговых центров. С 01.01.2025 согласно 76-ФЗ от 12.07.2024 для объектов с кадастровой стоимостью более 300 млн руб. предельная ставка увеличивается до 2,5%. Такое же повышение предусмотрено и для собственности организаций в ст. 380 НК РФ.
В октябре 2024 года рассматривается законопроект об исчислении минимального предельного срока владения с даты приобретения в собственность в случае образования земельного участка в результате раздела, выдела, перераспределения либо объединения. Это необходимо для освобождения от обложения НДФЛ при продаже.
Примечание — О расчете налога исходя из кадастровой стоимости
Согласно ст.375 НК РФ налог на имущество организаций рассчитывается из среднегодовой стоимости имущества за исключением объектов недвижимости, виды которых перечислены в ст.378.2:
Для таких объектов налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Так как до сих пор не работает единая система учета в ЕГРН видов разрешенного или фактического использования объектов капитального строительства, местные власти ведут планомерную работу по выявлению таких объектов по косвенным признакам, например:
В Москве такие мероприятия проводит Госинспекция по недвижимости с привлечением ГБУ «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости» в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 №257-ПП.
С выходом на место обследуются нежилые здания площадью свыше 1 тыс. кв. м, а также нежилые помещения в многоквартирных домах совокупной площадью свыше 3 тыс. кв. м. Объект признается соответствующим, если более 20% его площади фактически используется для размещения указанных выше объектов.
В итоге ежегодно формируется перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налог на имущество уплачивается от их кадастровой стоимости, который далее утверждает Правительство Москвы (до 30 ноября каждого года). Проверить вхождение объекта в перечень по кадастровому номеру или адресу можно в специальном сервисе по адресу https://www.mos.ru/ggi/function/...
Подробная информация изложена в брошюре «Порядок расчёта налога на имущество исходя из кадастровой стоимости (актуальные вопросы, практика применения)», размещенной на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы.
Аналогичные перечни публикуются на портале Министерства имущественных отношений Московской области (2021).
В августе 2022 года ФНС направила в Минфин предложения упразднить региональные перечни зданий, облагаемых по кадастровой стоимости (письмо от 26 августа 2022 года №ПА-4-21/11242@).
В октябре 2024 года Минфин в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» предложил перейти к налогообложению исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости, принадлежащей организациям.
Объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты учитываются в специальном реестре и подразделяются на следующие виды:
Общие положения о содержании и использовании объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, а также выявленных объектов культурного наследия приведены в главе VII 73-ФЗ от 25.06.2002. По п.4 ст.47.3 в случае, если содержание или использование объекта может привести к ухудшению его состояния, могут быть установлены:
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным заниматься вопросами культуры и искусства, является Министерство культуры РФ.
Последние события:
Содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Согласно 247-ФЗ от 31.07.2020 содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности. Они должны быть исполнимыми, находиться в системном единстве и не противоречить друг другу.
Согласно принципу «регуляторной гильотины», установленному положениями статьи 15 247-ФЗ от 31.07.2020, к 01.01.2021 все ранее установленные требования должны были быть пересмотрены. Однако есть перечень НПА-исключений, утвержденный ПП РФ №2467 от 31.12.2020.
В 2024 году начат проект «Гильотина 2.0», в рамках которого будут оптимизированы требования к строительству отдельных объектов. Функционирует сайт https://coregulation.ru/, однако его статус неясен.
В 2021 году вступил в силу 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым был внедрен риск-ориентированный подход и установлены категории риска нарушения обязательных требований.
Установлено шесть категорий риска объектов контроля, в зависимости от которых определяется периодичность проведения контрольных мероприятий:
Для изменения категории риска может использоваться сервис досудебного обжалования решений контрольных органов https://knd.gosuslugi.ru/.
Согласно ПП РФ от 06.02.2021 №128 формируется, ведется и актуализируется реестр обязательных требований (https://ot.gov.ru).
Приведем примеры утвержденных перечней НПА (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется:
Избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На землях населенных пунктов — выполнение правообладателем земельного участка одного или нескольких мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
В статье 42 Земельного кодекса говорится, что собственники земельных участков (и иные лица) обязаны, в том числе, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения предусмотрены договорами.
Соответствующая административная ответственность предусмотрена ч.3 ст.8.8 КоАП в виде штрафа, начиная для физ. лиц с 20000 руб или 1 процента кадастровой стоимости (пример). Также существует статья 284 ГК РФ, по которой земельный участок может быть изъят, если он предназначен для ведения сельского хозяйства либо строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет (за исключением некоторых обстоятельств). В этот период не включается время, необходимое для освоения участка.
В октябре 2022 года в законопроекте Росреестра №02/04/10-22/00131987 были представлены положения как об освоении участков, так и об обязанности проведения кадастрового учета (см. обзор). Позже Распоряжением Правительства РФ №2270-р от 23.08.2023 был утвержден новый план совершенствования законодательства по повышению эффективности использования земель (см. обзор). Среди его пунктов значатся закрепление понятия «освоение» и утверждение признаков неиспользования земельных участков.
В мае 2024 года вышли два законопроекта. Один про обязательный кадастровый учет (см. обзор), второй (№634000-8) про освоение. По нему предлагается с 01.03.2025:
Законопроект №634000-8 принят в третьем чтении в августе 2024 года (307-ФЗ от 08.08.2024).
Вариант признака неиспользования земельных участков был озвучен в сентябре 2023 года: «захламлен более чем на 50% и не убирается в течение одного года».
В августе 2024 года Росреестр представил проект перечня мероприятий по освоению участков для участков из состава земель населенных пунктов (сюда входят и ИЖС, и ЛПХ), садовых и огородных участков (проект ПП РФ №149749):
В августе 2024 года Росреестр также представил проект ПП РФ №149748 «Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков» для следующих случаев:
1. Участки, на которых отсутствуют предусмотренные правовым режимом здания, строения, сооружения:
2. Участки, на которых расположены здания, строения, сооружения с регистрацией прав:
Примечание: если на участке расположено несколько зданий, строений, сооружений, такой участок считается соответствующим этим признакам, если их имеет каждое здание, сооружение.
3. Участки, правовой режим которых не предусматривает возможность капитального строительства (за исключением огородных земельных участков):
4. Участки для индивидуального жилищного строительства:
5. Садовые или приусадебные участки:
6. Огородные участки:
Часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Выделяют следующие типы зон:
Критерии и правила создания ОЭЗ, изменения площади ОЭЗ и требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами утверждены ПП РФ от 14.02.2024 №156 (до 23.02.2024 — ПП РФ от 26.04.2012 № 398).
Границы зон учитываются в реестре границ ЕГРН.
Не путать с зонами территориального развития и территориями опережающего развития.
В октябре 2023 года представлен план перспективного развития особой экономической зоны «Алабуга», содержащий включение в состав зоны спутников Юпитера.
Территория, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Угодья подразделяются на закрепленные и общедоступные.
По 209-ФЗ от 24.07.2009 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» учет охотничьих угодий осуществляется в государственном охотхозяйственном реестре согласно приказу Минприроды России №519 от 28.07.2021, например:
Границы охотничьих угодий учитываются в реестре границ ЕГРН.
Согласно приказу Минприроды России №306 от 06.08.2010 описание границ охотничьих угодий осуществляется с северо-западной точки по часовой стрелке. Отрезки границ выбираются исходя из конфигурации территории на местности, но их общий вектор должен соответствовать сторонам света.
Порядок составления, требования к составу и структуре схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта РФ утверждены приказом Минприроды России от 31.08.2010 №335.
В многоквартирном доме (с 01.04.2024):
В многоквартирном доме (до 01.04.2024) — изменение конфигурации помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт.
В нежилых зданиях и сооружениях термин не применяется, но есть формулировка: «произведенные изменения помещений, если такие изменения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не являются реконструкцией здания».
Основанием для перепланировки является выданное органом местного самоуправления решение о согласовании, а подтверждением ее завершения — акт приемочной комиссии. Проведенная перепланировка считается самовольной при отсутствии решения о согласования или при нарушении проекта.
В Москве при перепланировке квартиры требуется соблюдать правила обустройства жилых помещений, которые регулируются многочисленными нормативными документами.
В частности, запрещено:
Тем не менее, разрешено:
Последние события:
Электронные услуги по согласованию перепланировки:
По мнению ППК «Роскадастр», изложенному в письме №25-0140/24 от 22.03.2024:
Примечание — о сроке давности привлечения к административной ответственности
Первый кассационный суд общей юрисдикции Постановлением №16-7989/2022 установил, что самовольное переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме являются оконченными с момента совершения действий по переоборудованию. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ, составляет согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ два месяца со дня его совершения.
Документ, в котором содержатся сведения о личном подсобном хозяйстве:
Форма и порядок ведения похозяйственных книг утверждены Приказ ом Минсельхоза РФ от 27.09.2022 №629.
До 01.01.2024 действовал приказ Минсельхоза России №345 от 11.10.2010, согласно которому:
Выданная органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии прав на участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, может быть основанием для его государственной регистрации. Форма такой выписки установлена приказом Росреестра №П/0368 от 25.08.2021.
При этом согласно 397-ФЗ от 31.07.2023 похозяйственная книга должна содержать запись о земельном участке и (или) о гражданине (гражданах), ведущем (ведущих) личное подсобное хозяйство, внесенную в нее до дня введения в действие ЗК РФ.
Проводимый в 1994—2003 гг. проект ускорения хода реализации земельной реформы за счет внедрения автоматизированной системы земельной регистрации как государственной системы, информационной основы управления земельными ресурсами.
Согласно Отчету об экспертной оценке Всемирного банка №12711-RU от 26.05.1994 проект должен был включать следующие компоненты:
На финансирование проекта средства выделялись Международным банком реконструкции и развития (МБРР, 72.5 млн дол.), а также из федерального бюджета:
Участники проекта:
В рамках проекта в отобранных регионах проводились аэросъемочные работы, инвентаризация земель, создавались автоматизированные системы для хранения документов и работы с данными, закупалось программное обеспечение и оборудование. Достаточно увлекательный, практически детективный рассказ можно прочитать в отчете о результатах проверки использования заемных средств (утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ №15 (385) от 14.05.2004).
Отдельно стоит отметить, что в рамках компонента проекта «Создание автоматизированной системы земельной регистрации» было разработано Методическое пособие к организации и функционированию автоматизированной системы регистрации прав на земельные участки, недвижимое имущество и сделок с ними (Письмо Госкомзема РФ №5-14/2191 от 22.11.1996), которое предполагалось для использования в «районных (городских) бюро автоматизированной регистрации прав на недвижимое имущество».
Реестр объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета.
Ведение реестра вместо Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) предусмотрено в Бюджетном кодексе с вступлением в силу 628-ФЗ от 25.12.2023 (законопроект №506239-8).
Реестр будет размещаться на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
Последние события:
Обязательное приложение к протоколу общего собрания, содержащее сведения:
Требование о наличии реестра установлено Приказом Минстроя России №44/пр от 28.01.2019.
Некоторые разъяснения даны в Письме Минстроя России от 11.02.2020 №3747-ОГ/04, а образец представлен в Распоряжении ДЖКХиБ Москвы от 29.09.2006 №05-14-316/6.
В связи с исключением из выписок из ЕГРН сведений о правообладателях с 01.03.2023 возможность формирования реестров собственников планируется реализовать в ГИС ЖКХ.
Для жителей Московской области доступно приложение Госуслуги.Дом, в котором можно проводить онлайн-голосование. Решение при этом будет иметь юридическую силу согласно ст.44, 45 ЖК РФ.
Бесплатный сервис по подготовке реестра доступен по адресу https://pbprog.ru/ws/rs.php
Структура судебной системы в РФ установлена в ст. 4 Федерального конституционного закона №1-ФКЗ от 31.12.1996:
Суды общей юрисдикции рассматривают в основном споры с участием физических лиц согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (138-ФЗ от 14.11.2002) и Кодексу административного судопроизводства РФ (21-ФЗ от 08.03.2015).
Арбитражные суды рассматривают в основном споры между юридическими лицами, ИП, органами власти согласно ФКЗ от 28.04.1995 №1-ФКЗ и Арбитражному процессуальному кодексу РФ (95-ФЗ от 24.07.2002).
Примечание — Об исключительной подсудности исков по недвижимости
В силу ч.1 ст.30 ГПК РФ и ч.1 ст.38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).
В п.1 Постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 приведен перечеь исков о правах на недвижимое имущество:
Согласно Постановлению Президиума ВС РФ от 30.11.2016 №11ПВ16 и №14ПВ16 данный перечень исков о таких правах не является исчерпывающим. Для исков о любых правах на недвижимое имущество установлена исключительная подсудность по месту нахождения этого имущества
Примечание — О судебных расходах
Судебные расходы состоят из издержек, связанных с рассмотрением дела и государственной пошлины.
В июле 2024 года в третьем чтении принят законопроект №577665-8, в том числе об увеличении размера пошлин.
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, согласно ст.333.19 НК РФ при подаче заявлений:
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, арбитражными судами, согласно ст.333.21 НК РФ при подаче заявлений:
Для правильного расчета пошлин можно пользоваться калькуляторами на сайтах судов, например:
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен ПП РФ №561 от 22.07.2008. Согласно ему перечень координат характерных точек границ территории в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, с указанием погрешности прилагается к решению о резервировании земель.
Границы территорий учитываются в реестре границ ЕГРН.
Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с статьей 3.1 73-ФЗ от 25.06.2002.
В территорию могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части.
Границы территорий объектов культурного наследия учитываются в реестре границ ЕГРН и определяются проектом на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований. Требования к проекту установлены Приказом Минкультуры России №1745 от 04.06.2015.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения в составе категории земель особо охраняемых территорий.
Последние события:
Часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Можно выделить ТОР:
Границы территорий учитываются в реестре границ ЕГРН.
Не путать с зонами территориального развития и особыми экономическими зонами.
Справочник является объектом авторских прав. При использовании материалов следует указывать в источниках библиографическое описание:
Понятия, не вошедшие в другие разделы. – Текст : электронный // Справочник кадастрового инженера Cadastre.ru : монография / С. А. Атаманов, С. А. Григорьев, З. С. Косаруков, М. С. Чуприн. – Москва, 2024. – URL: http://cadastre.ru/article/38 (дата обращения: 08.11.2024).
Онлайн-сервис для формирования отчетов об оценке качества согласно ГОСТ Р 57773-2017 (ИСО 19157:2013)
По приказу Росреестра №П/0393 от 23.10.2020 площадь определяется на основании натурных измерений такого объекта как площадь простейшей геометрической фигуры или путем разбивки на фигуры и суммирования их площадей. Для оценки точности определения (вычисления) площади рассчитывается средняя квадратическая погрешность
Справочник содержит множество определений, используемых в градостроительстве, при кадастровом учете и регистрации прав. Проверьте себя на их знание. За каждый правильный вопрос начисляется 1 балл, за неправильный снимается. Наберите 30 для получения сертификата
Узлами графа являются термины, а ребра построены на основе внутренних ссылок в определениях. Отдельные узлы кластеризуются по тематике
Полученные по API данные могут быть использованы как разъясняющие сопровождающие или исходные материалы в указанных при получении ключа доступа коммерческих или некоммерческих информационных системах (включая приложения), производных материалах
В Справочнике реализована возможность «собирать» термины в персональную концептуальную схему, семантическую сеть — это граф, где отраслевые термины представлены узлами, а связи между ними символизируют отношения, смысл которых вы определяете и задаете самостоятельно. В результате у вас постепенно формируется личная база знаний из взаимосвязанных ключевых отраслевых понятий.
Конкуренция за кадры и заказы с другими компаниями, навыки и учет времени сотрудников, проектирование бизнес-процессов услуг, подбор и обустройство офиса, закупка мебели и оборудования, разработка сайта и продвижение, учет доходов и расходов, налогов, сообщения от сотрудников и заказчиков, рейтинг компаний, карта
Мы решили зафиксировать отраслевые события, произошедшие за период с 1990-го года по текущее время, в виде хронологии. В первую очередь нас интересует кадастровый учет, регистрация прав, мониторинг и землеустройство, в какой-то мере геодезия и картография, градостроительство и учет природных ресурсов. За эти годы много раз изменилась структура органов исполнительной власти, одни государственные информационные ресурсы и системы постепенно заменялись другими.
Если вы первый раз на этом сайте, пожалуйста ознакомьтесь с разделом «О справочнике».
Вы можете создавать топики на любые темы, связанные с учетом недвижимости и регистрацией прав.
Все новые топики попадают на главную страницу, где их видят все посетители. Вы можете пользоваться этим, чтобы быстрее получать ответы на свои вопросы по нюансам выполнения работ.
Просьба сообщать о найденных ошибках, а также присылать имеющиеся у вас наработки и документы, которые позволят улучшить справочник, на npogeo@gmail.com
Доступ к справочнику с помощью Алисы в приложениях Яндекса (видео-обзор)
Вы можете задать здесь свой вопрос по этой теме