В населенных пунктах все действия с недвижимостью осуществляются в рамках градостроительной деятельности.
Нужно узнать пункт закона?Статьи в Справочнике состоят из параграфов, почти каждый из которых сопровождается соответствующими цитатами из нормативных правовых документов. Такие параграфы отмечены зеленой или желтой линией (подробнее). Чтобы показать цитаты, нажмите на иконку « » справа от текста. |
Таблица — Последовательность основных градостроительных действий
Стадии градостроительной деятельности | Стадии жизненного цикла ОКС | Комплекс работ | Работы | Разрабатываемая документация |
---|---|---|---|---|
Территориальное планирование | Разработка схемы территориального планирования | Схема территориального планирования | ||
Разработка генерального плана | Генеральный план поселения, городского округа | |||
Градостроительное зонирование | Разработка правил землепользования и застройки | Правила землепользования и застройки | ||
Планировка территории | Разработка проекта планировки территории | Проект планировки территории | ||
Разработка проекта межевания территории | Проект межевания территории | |||
Образование земельного участка | Кадастровые работы | Межевой план | ||
Государственный кадастровый учет и регистрация прав | Выписка из ЕГРН | |||
Архитектурно-строительное проектирование | Инженерные изыскания | Инженерные изыскания | Результаты инженерных изысканий | |
Проектирование | Проектирование | Подготовка градостроительного плана | Градостроительный план земельного участка | |
Разработка проектной документации | Проектная документация | |||
Государственная экспертиза | Заключение экспертизы | |||
Создание информационной модели здания | Информационная модель здания | |||
Строительство | Строительство и консервация | Строительство | Согласование строительства | Разрешение на строительство |
Образование объекта недвижимости | Кадастровые работы | Технический план | ||
Ввод в эксплуатацию | Разрешение на ввод в эксплуатацию | |||
Государственный кадастровый учет и регистрация прав | Выписка из ЕГРН | |||
Техническая инвентаризация | Технический паспорт (для жилого фонда) | |||
Эксплуатация зданий и сооружений | Эксплуатация и текущий ремонт | Учет в ГИС ЖКХ | Учет в ГИС ЖКХ | Электронный паспорт |
Перепланировка, переустройство | Разработка проекта перепланировки, переустройства | Проект перепланировки, переустройства | ||
Согласование перепланировки, переустройства | Акт о завершенной перепланировке, переустройстве | |||
Техническая инвентаризация | Технический паспорт | |||
Кадастровые работы | Технический план | |||
Государственный кадастровый учет и регистрация прав | Выписка из ЕГРН | |||
Учет ограничений, обременений права | Кадастровые работы | Технический план | ||
Государственный кадастровый учет и регистрация прав | Выписка из ЕГРН | |||
Реконструкция объектов капитального строительства | Реконструкция | Реконструкция | Разработка проектной документации | Проектная документация |
Согласование реконструкции | Разрешение на строительство (реконструкцию) | |||
Кадастровые работы | Технический план | |||
Ввод в эксплуатацию | Разрешение на ввод в эксплуатацию | |||
Государственный кадастровый учет и регистрация прав | Выписка из ЕГРН | |||
Техническая инвентаризация | Технический паспорт | |||
Капитальный ремонт | Капитальный ремонт | Капитальный ремонт | ||
Снос | Прекращение существования объекта недвижимости | Кадастровые работы | Акт обследования | |
Кадастровый учет | Выписка из ЕГРН | |||
Благоустройство территорий |
Контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации за соблюдением требований проектной документации:
Положение об авторском надзоре при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства приведено в СП 246.1325800.2023, который с 09.02.2024 заменил СП 246.1325800.2016.
Положение о возможности согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства (АГО) в городах федерального значения появилось в Градостроительном кодексе со вступлением в силу 275-ФЗ от 01.07.2021. С 01.03.2023 вступают в силу основные положения 612-ФЗ от 29.12.2022 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс...», по которым этот подход распространяется на все территории. Основные положения статьи 40.1 ГрК:
Требования к АГО ОКС и правила его согласования утверждены ПП РФ №857 от 29.05.2023.
Последние события:
То же, что Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства.
В некоторых регионах проводится согласование АГР, в некоторых — АГО. Например, в Московской области обеспечение подготовки и выдача свидетельств о согласовании архитектурно-градостроительного облика осуществляется согласно ПП МО от 12.07.2022 №726/25 (услуга), а в Москве оформление свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения выполняется в соответствии с ППМ от 30.04.2013 №284-ПП (услуга).
Часть градостроительной деятельности, осуществляемая путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства и их частям.
Последние события:
Вид градостроительной деятельности, деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Характеристика земельных участков, объектов капитального строительства и помещений, ограничивающая возможность их использования по целевому назначению.
Перечни основных, условно разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования для земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются в градостроительном регламенте каждой территориальной зоны, сведения о котором можно получить в Правилах землепользования и застройки.
Основные и вспомогательные виды выбираются и изменяются правообладателями земельных участков (за рядом исключений) самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
В Москве в особых «территориальных зонах сохраняемого землепользования» виды считаются установленными в соответствии со сведениями ЕГРН.
В постановлениях об утверждении ПЗЗ могут содержаться положения об ограничениях на применение вспомогательных видов, например:
Разрешения на условно разрешенные виды выдаются местной администрацией после общественных обсуждений или публичных слушаний.
Все виды разрешенного использования земельных участков, установленные ПЗЗ, должны соответствовать единому классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Росреестра №П/0412 от 10.11.2020 (пришел на смену приказу Минэкономразвития России №540 от 01.09.2014). Для ОКС и помещений ВРИ пока не устанавливаются ввиду отсутствия классификаторов.
Основные и условно разрешенные виды вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения о земельном участке. Вносить сведения о вспомогательных ВРИ в ЕГРН не требуется согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление №42-П/2020 от 16.10.2020). Для закрепления этого положения в Градостроительный кодекс принят 493-ФЗ от 30.12.2021 (законопроект №1153910-7).
До утверждения единого классификатора органы местного управления присваивали ВРИ земельным участкам по собственному усмотрению. В связи с чем, наименования видов разрешенного использования могут не совпадать с действующим классификатором. Для установления соответствия вида участка действующему классификатору (по сути — для изменения наименования ВРИ) правообладатель земельного участка вправе подать соответствующее заявление в орган исполнительной власти субъекта РФ на основании п.13 ст.34 Федерального закона №171-ФЗ от 23.06.2014, например:
В некоторых случаях за изменение основного вида разрешенного использования берется плата, например при смене на вид использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства:
В Московской области есть специальная услуга по предварительному расчету стоимости смены ВРИ.
Для изменения ВРИ на не предусмотренный градостроительным регламентом вид, необходимо сперва внести изменения в ПЗЗ.
Согласно Порядку определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 №514, виды разрешенного использования земельного участка оказывают непосредственное влияние на расчет кадастровой стоимости. Так, после изменения вида разрешенного использования участка изменяется и его кадастровая стоимость.
За использование земельного участка не по целевому назначению и не в соответствии с его разрешенным использованием предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (п.1 ст.8.8 КоАП РФ).
По мнению Росреестра, изложенному в письме №14-10781-ТГ/23 от 21.11.2023, отсутствие в градостроительном регламенте вида разрешенного использования исходного земельного участка не является препятствием для образования земельных участков путем раздела исходного земельного участка.
По мнению Росреестра, изложенному в письме №14-02039/21@ от 15.02.2021:
Последние события:
Примечание — О виде разрешенного использования здания, сооружения, помещения
В кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе вид разрешенного использования. Сведения в кадастр попадают из технического плана — документа, который подготавливает кадастровый инженер. По действующим с 19.06.2022 требованиям (приказ Росреестра от 15.03.2022 № П/0082) там указывается:
Для земельных участков сегодня во всех документах, в том числе в правилах землепользования и застройки (градостроительных регламентах) применяется единый классификатор ВРИ, а вот для зданий, сооружений и помещений такого документа нет. Соответственно, раз его нет в регламенте, то не будет ни в техническом плане, ни в ЕГРН.
Однако в некоторых регионах могли устанавливать виды и без единого классификатора. В этом случае по мнению, изложенному в письме Росреестра №16-6689-ТГ/22 от 03.08.2022, выбранный вид объекта должен соответствовать ВРИ земельного участка или ОКС. Если же есть несовпадения, то это является признаком необходимости изменения характеристик «родительских» объектов. В этом есть смысл, так как иначе здание может попасть под определение самовольной постройки.
С ВРИ легко спутать другую характеристику объекта недвижимости «наименование», однако оно предназначено для указания именно имен «собственных», имеющихся у особой недвижимости, например, объектов культурного наследия.
Предпринималось множество попыток создать перечень видов или назначений для ОКС, из которых можно выделить классификации, предназначенные для архитектурно-строительного проектирования, для информационного моделирования (КСИ), для адресация, для проектировании и строительстве (своды правил), для учета основных фондов. Выпускаются и местные документы, например, классификатор видов функционального назначения объектов капитального строительства в городе Москве.
Все это приводит ко множеству коллизий и проблем, начиная от расчета кадастровой стоимости до невозможности выборки в кадастре отдельных групп объектов, например в целях статистики и анализа.
Примечание — О признании ранее выбранного вида разрешенного использования
Согласно ст.3 493-ФЗ от 30.12.2021 «О внесении изменений...» в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о виде разрешенного использования земельного участка, выбранным считается вид разрешенного использования, указанный в правоустанавливающем и (или) правоудостоверяющем документе, выданном до 31 января 1998 года.
Примечание — Об установлении условно разрешенного ВРИ для арендуемого публичного участка
В Определении №304-ЭС22-18932 от 06.06.2023 Верховный Суд установил, что арендодатель (условно «город») должен отказать арендатору публичного (то есть находящегося в государственной или муниципальной собственности) участка в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, если он хоть и включен в градостроительный регламент для данной территориальной зоны, но его выбор не предусмотрен договором аренды. Объясняется это следующим образом:
Также Суд обратил внимание на то, что объекты капитального строительства могут использоваться, даже если их назначение не соответствуют градостроительному регламенту. Исключением являются случаи, при которых использование таких объектов опасно (п.4 ст.85 ЗК РФ, п.8 ст.36 ГрК РФ).
Документ территориального планирования, содержащий:
Последние события:
Требования к генеральным планам других территориальных образований установлены:
Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства за исключением ряда случаев подлежит экспертизе.
Порядок организации и проведения экспертизы утвержден ПП РФ №145 от 05.03.2007.
С 18.08.2021 проектная документация направляется на госэкспертизу с использованием XML-схем. С 01.08.2023 — в обязательном порядке (письмо Минстроя РФ №25724-ИФ/00 от 05.05.23).
Проектная документация и заключения хранятся в ГИС ЕГРЗ. Для организаций, выполняющих экспертизу, доступна специализированная информационная система ЕЦПЭ.
Реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, опубликовывается Минстроем РФ в виде простых xlsx-файлов.
Определить место проведения экспертизы можно с помощью онлайн-сервиса ФАУ Главгосэкспертизы по адресу https://gge.ru/services/identify/.
Последние события:
Деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде:
Также следует выделить предусмотренные Градостроительным кодексом:
Критика складывающейся практики регионального градостроительного нормирования представлена в статье https://urtmag.ru/public/1586/
На сайте https://nikonovpn.tilda.ws/ представлена подборка оцифрованных книг и статей о градостроительстве и градорегулировании XIX-XX в.в.
Основные требования к их планировке и застройке городских и сельских поселений установлены в СП 42.13330.2016.
Профессиональный стандарт «Градостроитель» утвержден приказом Минтруда от 18.01.2023 №27н (вступает в силу 11.09.2023).
Всемирный день градостроительства (урбанизма) отмечается 8 ноября.
Последние события:
В свое время Законом РФ №3295-1 от 14.07.1992 «Об основах градостроительства в Российской Федерации» были предусмотрены следующие, непривычные сегодня, положения:
Вид градостроительной деятельности, зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
При планировании и застройке — установление границ территориальных зон с регламентами их использования по функциональному назначению, параметрам застройки и ландшафтной организации.
Устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны:
Последние события:
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется в соответствии с федеральными законами.
Согласно п.1 ст.4 101-ФЗ от 24.07.2002 минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ, например, в статье 6 закона Московской области №75/2004-ОЗ от 12.06.2004 — 2,0 гектара (есть исключения).
Документ, содержащий информацию, необходимую для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, в том числе:
Документ можно получить бесплатно в течение 14 рабочих дней, обратившись в орган местного самоуправления (в городах федерального значения в орган государственной власти), МФЦ или на портал, например:
Срок действия информации в ГПЗУ составляет три года. Форма документа установлена Приказом Минстроя России №741/пр от 25.04.2017.
В градостроительном плане аккумулируются сведения из документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, реестра недвижимости, информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, а также условия подключения к инженерно-техническим сетям для конкретного участка, что очень удобно, ведь застройщику не придется изучать и сопоставлять все эти документы, чтобы узнать разрешенные параметры строительства и реконструкции для своего земельного участка.
ГПЗУ требуется для подготовки проекта и получения разрешения на строительство, так как оно подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным действующим градостроительным регламентам. Хоть это и необязательно, градостроительный план рекомендуется получать и при строительстве частного жилого или садового дома, так как он позволит верно спланировать строительство, а также поможет при составлении уведомления о строительстве.
Последние события:
Государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости.
ГГК велся в соответствии со «старым» Градостроительным кодексом РФ (73-ФЗ от 07.05.1998).
С вступлением в силу 191-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» сведения ГГК были переданы в ИСОГД.
Решением Коллегии Министерства строительства РФ №3 от 28.02.1996 были утверждены «Целевая программа создания нормативно-методической базы государственного градостроительного кадастра в 1996—1998 годах» и «Основные положения по созданию и ведению государственного градостроительного кадастра».
Целевая программа включала пять направлений:
Согласно Основным положениям информация градостроительного кадастра должна была предоставляться пользователям в форме кадастровых документов (Градостроительный титул, Градостроительный паспорт), кадастровых справок и санкционированного прямого доступа.
Далее Основные положения были заменены на СНиП 14-01-96, согласно которым:
Позже было принято Положение о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации (ПП РФ №271 от 11.03.1999), по которому:
Граница, отделяющая земли населенных пунктов от земель иных категорий.
До 01.01.2007 (до вступления в силу 232-ФЗ от 18.12.2006) использовалось понятие «Черта городских, сельских поселений».
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является изменением категории земель.
Границы городских и сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы.
Границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, отображаются на карте градостроительного зонирования и учитываются в реестре границ ЕГРН.
Изменение границы населенного пункта в связи с устранением пересечения с границами земельных участков осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Более того, на уровне субъекта РФ может быть установлено, что для этого не требуется согласование с органом государственной власти субъекта и органами местного самоуправления (438-ФЗ от 04.08.2023).
Генеральный план, содержащий:
Подготавливается в отношении поселения, городского округа, отдельного населенного пункта, входящим в состав поселения, городского округа, части населенного пункта.
Последние события:
По мнению Росреестра, изложенному в письме №11-1506/24 от 26.06.2024:
Охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.
Правительство РФ в отношении каждого вида зон утверждает положения, содержащие особенности правового регулирования, например:
Положения не разрабатываются для зон, которые возникают в силу федерального закона, например:
С 01.03.2022 выполнение работ по установлению и изменению границ зон с особыми условиями использования территории подлежит лицензированию в соответствии с 99-ФЗ от 04.05.2011 и ПП РФ №1126 от 28.07.2020. По приказу Росреестра №П/0192 от 23.05.2022 это требование было отложено до 2023 года.
По мнению Росреестра, изложенному в письме №11-1506/24 от 26.06.2024:
Осообенности учета приародромных зон и их подзон в реестре границ изложены в письме Росреестра №13-6217-АБ/24 от 04.07.2024.
Последние события:
Примечание — Об отсутствии обязанности предварительного согласования размещения объектов в зонах объектов электросетевого хозяйства
Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства установлено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений (пп.а п.10 ПП РФ №160 от 24.02.2009). На практике данное согласование может быть затребовано в ответ на подачу уведомления о планируемом строительстве жилого или садового дома.
Вместе с тем с 2018 года действует более общее положение Земельного кодекса, по которому согласование размещения в границах ЗОУИТ в принципе не требуется, за исключением случаев размещения в границах придорожных полос и приаэродромных территорий до установления подзон (п.3 ст.106 ЗК, п.46 ст.26 342-ФЗ от 03.08.2018).
Согласно ст.106 ЗК Правительством РФ должны быть утверждены положения в отношении каждого вида ЗОУИТ за исключением возникающих в силу федерального закона (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия). В отношении охранных зон объектов по производству электрической энергии это еще не сделано, есть только соответствующий законопроект.
В Постановлении КС РФ от 13.10.2022 установлено, что орган власти, уполномоченный на рассмотрение заявлений о выдаче разрешения на строительство или уведомления о планируемых строительстве или реконструкции, должен самостоятельно обращаться к сетевой организации за получением такого согласования. В случае получения отказа он должен быть обоснован конкретным предотвращаемым риском для объектов электросетевого хозяйства, жизни, здоровья, имущества юридических или физических лиц.
С 01.09.2023 вступает в силу ПП РФ от 18.02.2023 №270, согласно которому изменены правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в них
Требование о согласовании при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции или сносе зданий и сооружений заменено на общие регламентирующие нормы их размещения, в частности:
При обнаружении размещенных с нарушением новых норм зданий и сооружений владельцы объектов электросетевого хозяйства направляют заявления об этих фактах в Госэнергонадзор или в суд и уполномоченные органы исполнительной власти.
Таким образом, с 01.09.2023 необходимость в проведении согласования снимается и с органов власти, а это означает, что теперь надо более ответственно самостоятельно отслеживать при строительстве, не попадаете ли вы в охранную зону.
По мнению Росреестра, изложенному в письме №14-12162-ТГ/23 от 25.12.2023, при отсутствии согласования сетевой организации строительства соответствующего объекта:
Изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
По классификатору строительной информации — «Изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования» (код LCS>A, по состоянию на 20.10.2021).
Документация, отображающая фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной документации, рабочей документации.
Ведение исполнительной документации осуществляется при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией и выполненными на основании проектной документации, рабочей документации.
Состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте ОКС утверждены приказом Минстроя России №344/пр от 16.05.2023, согласно которому, в частности:
Последние события:
Кроме линейных объектов — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Для линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
При строительстве — (refurbishment, renovation) обновление и усовершенствование существующей установки, здания или сооружения для приведения в приемлемое состояние.
По классификатору строительной информации — «Замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов» (код LCS>K, по состоянию на 20.10.2021).
ПП РФ №881 от 16.05.2022 установлены случаи, при которых допускается замена или восстановление несущих строительных конструкций при проведении капитального ремонта, а также виды соответствующих работ.
Рекомендации по составу работ и услуг при капитальном ремонте МКД утверждены приказом Минстроя РФ №1159/пр от 29.12.2022.
По законопроекту №416434-8 от 03.08.2023 предлагается установить обязательным осуществление строительного контроля при капитальном ремонте.
Законопроектом №150793-8 утсанавливается взаимосвязь между сроками выполнения работ по капитальному ремонту и фактическим техническим состоянием многоквартирного дома.
01.08.2024 действует ГОСТ Р 56193-2024 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования», заменивший ГОСТ Р 56193-2014.
Часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению, имеющая определенный правовой режим.
Система классификации территорий страны (группирования земельных участков) по целевому назначению:
Исходя из принадлежности земель и земельных участков к той или иной категории земель и разрешенного использования определяется их правовой режим.
Согласно Земельному кодексу РСФСР 1970 года единый государственный земельный фонд в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из:
Таблица — Государственные информационные системы и реестры, в которых ведется специальный учет, в разрезе по преобладающей категории земель
Объекты | Преимущественная категория земель | Реестр | ФГИС |
---|---|---|---|
Сельскохозяйственные угодья | Земли сельскохозяйственного назначения | Государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения | Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (ЕФИС ЗСН) |
Территориальные зоны, красные линии, зоны с особыми условиями использования, информационные модели ОКС… | Земли населенных пунктов | Градостроительные сведения, документы, материалы |
Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности субъекта РФ (ГИСОГД) Единая государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности «Стройкомплекс.РФ» (ЕГИСОГД) Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП) |
Особо охраняемые природные территории, объекты культурного наследия… | Земли особо охраняемых территорий и объектов |
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ГК ООПТ) Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН) |
ФГИС Автоматизированная информационная система «Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» |
Леса, лесные участки, лесничества, лесопарковые зоны… | Земли лесного фонда | Государственный лесной реестр (ГЛР) | Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (ФГИС ЛК) |
Водные объекты, речные бассейны, бассейновые округа… | Земли водного фонда | Государственный водный реестр (ГВР) | Автоматизированная информационная система Государственный водный реестр (АИС ГВР) |
Границы многих объектов также учитываются в реестре границ ЕГРН.
Особенности перевода земель или земельных участков из одной категории в другую установлены федеральным законом №172-ФЗ от 21.12.2004.
В Московской области доступны онлайн-услуги:
Последние события:
Примечание — Об отмене категорий земель
В течение многих лет обсуждается идея полного перехода от деления земель на категории и градостроительного зонирования к «территориальному зонированию»:
Распространенные доводы за отмену категорий:
Возражения против отмены категорий:
При планировании и застройке — линия, которая обозначает существующую, планируемую (изменяемую, вновь образуемую) границу территории общего пользования и (или) границу территории, занятой линейным объектом и (или) предназначенную для размещения линейных объектов.
При градостроительной деятельности — линия, которой обозначают границы территорий общего пользования и подлежит установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
До 09.2019 года определение звучало как «граница, отделяющая территорию квартала, микрорайона и других элементов, планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях».
С историей возникновения понятия «красные линии», правовым статусом, судебной практикой можно ознакомиться в статье Л. Арсеньевой.
Особенности состава и содержания проектов планировки территории, подготавливаемых в целях установления, изменения и отмены красных линий в Москве, установлены ППМ №706-ПП от 03.04.2024.
В Москве красные линии относятся к линиям градостроительного регулирования, подлежащим отображению на сводном плане регулирования использования территории города Москвы. Другими линиями градостроительного регулирования являются:
Полный перечень видов этих линий приведен в приложении к ППМ №365-ПП от 16.04.2019. Регламент предоставления сведений о линиях градостроительного регулирования на территории города Москвы утвержден распоряжением Москомархитектуры от 04.07.2024 №1364.
Совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, муниципальных округов, городских округов.
Федеральным законом №494-ФЗ от 30.12.2020 в Градостроительном кодексе этим термином было заменено понятие «деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории». Заодно избавились от множества придуманных ранее похожих механизмов, таких как:
Теперь в соответствии с новой главой 10 Градостроительного кодекса различают виды комплексного развития:
Решение о развитии принимается в зависимости от ситуации Правительством РФ в соответствии с ПП РФ №1184 от 14.07.2021, ОГВ субъектов или главами местных администраций. Инициаторами могут быть и собственники недвижимости, расположенной на территории. В рамках заключенного договора разрабатывается документация по планировке территории развития, на основе которой впоследствии должны быть внесены изменения в правила землепользования и застройки.
Компанией АО «ДОМ.РФ» разработан Стандарт комплексного развития территорий.
Последние события:
В Москве действует программа комплексного развития бывших промышленных зон и неэффективно используемых территорий, предполагающая последовательность действий:
В мае 2024 года сайт столичной программы комплексного развития территорий переехал на https://krt.mos.ru/
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 17.07.2024 №1650-ПП в Москве также могут предоставляться земельные участки для реализации «масштабных инвестиционных проектов».
Последние события:
Примечание — О цифровом мастер-планировании территории города Москвы
Согласно Постановлению Правительства Москвы №438-ПП от 11.03.2024:
Также документом утвержден порядок согласования строительстве, реконструкции за счет внебюджетных источников финансирования:
В конце мая 2024 года был представлен проект Постановления Правительства Москвы «О внесении изменений в правовые акты города Москвы», которым устанавливаются первые конкретные ситуации, когда в обязательном порядке при принятии решений должны использоваться результаты цифрового мастер-планирования:
Распоряжением Департамента информационных технологий г. Москвы (ДИТ) №64-16-552/24 от 03.10.2024 утвержден регламент информационного взаимодействия при мастер-планировании.
В регламенте приведен перечень основных понятий и определений. Из необычных есть термин «Модель преобразования данных» — «визуальное изображение движения данных в процессе их обработки и преобразования, от информационной системы (источника данных) до витрины данных».
Приведем основные организационные положения регламента:
Распоряжением также утверждены весьма полезные требования к представлению атрибутов и их значений. Для представления геометрии регламентом предлагается использовать GeoJSON для векторных данных и WKT, WKB для показателей. Внутренние «технические» наименования атрибутов, для примера, разрешено давать на английском языке с подчеркиваниями вместо пробелов. Так что смешных названий вроде «IsOKSPossibleToDevide» как в уведомлениях о строительстве быть не должно. Приведены и советы по выбору иконок, и правила корректной топологии.
В целом, этот документ можно рекомендовать и как ориентир для составления собственных требований к прикладным информационным системам, оперирующим пространственными данными.
На территории Московской области — часть территории, служащая постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей, имеющая сосредоточенную застройку в пределах границы, установленной в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ОК 033-2013 «Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» выделяют следующие виды населенных пунктов:
См. также граница населенного пункта.
Конкретных определений самих понятий «город» и других населеленных пунктов в нормативно-правовых актах нет. Поэтому законопроектом №314773-8 от 03.2023 было предложено внести в Градостроительный кодекс двойную классификацию населенных пунктов:
Законопроект был отклонен в связи с большими предполагаемыми затратами на его реализацию. Повторно законопроект подан на рассмотрение в Государственную Думу под номером №592285-8 от 04.2024. Классификация осталась прежней, добавлено только положение, что предлагаемые изменения не являются основанием для изменения утвержденных документов территориального планирования и существующего административного-территориального статуса населенных пунктов.
В октяборе 2024 года объявлено о создании новой цифровой платформы, которая будет направлена на управление развитием населенных пунктов страны.
Совокупность расчетных показателей, установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории.
В Москве нормативы утверждаются согласно гл.3 Градостроительного кодекса города Москвы и общему Положению (801-ПП от 23.12.2014), например:
В Московской области нормативы утверждены ПП МО №713/30 от 17.08.2015. В частности, в них можно найти минимальные разрешенные и минимально необходимые площади земельных участков.
Примечание — О моделях городской среды
В феврале 2024 года вступили в силу СП 531—534 серии 1325800.2024 «Градостроительство. Модели городской среды». Они подлежат применению, если в нормативы градостроительного проектирования и правила землепользования и застройки решением местных властей включены параметры и характеристики моделей городской среды. Отметим, что эти СП не применяются на территориях городов федерального значения.
В СП 531.1325800.2024 «Общие положения», в частности, установлены следующие определения и положения:
По СП 532.1325800.2024:
В СП 533.1325800.2024 раскрыты параметры застройки в малоэтажной модели, а в СП 534.1325800.2024 — в среднеэтажной.
Мероприятия, проводимые в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей недвижимости в рамках градостроительной деятельности при разработке проектов:
Согласно ст.5.1 ГрК общественные обсуждения предполагают публикацию и экспозицию материалов, а при публичных слушаниях дополнительно проводятся собрания.
Последние события:
Участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, утвержден РП РФ №2055-р от 31.12.2008.
Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон утверждены ПП РФ №138 от 19.02.2015.
Перечень ООПТ представлен на портале Миноприроды РФ по ссылке https://www.mnr.gov.ru/activity/oopt/.
ФГБУ «ААНИИ» ведет ИАС «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС ООПТ РФ), содержащую, в том числе, и карту ООПТ.
Московский реестр ООПТ и кадастровых дел: https://www.mos.ru/eco/function/departament/oopt-moskvy/
Границы ООПТ учитываются в реестре границ ЕГРН.
Последние события:
Населенный пункт, расположенный вне границ городских агломераций, на базе которого осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.
Согласно методическим рекомендациям, утвержденным РП РФ №4132-р от 23.12.2022, ОНП должен отвечать следующим критериям:
От критериев можно отклониться, если территория характеризуется высокой или низкой плотностью населения, или если отсутствует круглогодичная связь между прилегающими территориями и опорным населенным пунктом.
Концепция опорных населенных пунктов был представлена на государственном уровне в рамках стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры» с ориентировочным планом:
Также развитие опорных населенных пунктов предусмотрено стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (РП РФ от 13.02.2019 №207-р).
Определение ОНП предлагалось внести в Градостроительный кодекс отмененным законопроектом №314773-8 от 15.03.2023.
Вид градостроительной деятельности, осуществляемая в целях обеспечения устойчивого развития территорий в том числе путем выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются:
Последние события:
В начале 2024 года Фонд ДОМ.РФ и компания Rocket Group провели эксперимент по генерации наиболее эффективной концепции развития выбранной территории.
Документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В Москве действуют одновременно несколько ПЗЗ, утвержденные:
Если ПЗЗ г.о. Щербинка повторяют градостроительные регламенты, установленные для всей Москвы, то на территории г.о. Троицк с 20.04.2023 для некоторых земельных участков применяются минимальные отступы от границ земельного участка для строительства. А в ПЗЗ для Сколково предусмотрен такой параметр как минимальная площадь земельного участка, которая устанавливается в размере не менее суммы площади размещаемых на его территории объектов.
В Москве ПЗЗ можно посмотреть на карте ИАИС ОГД Москвы или скачать документ в формате PDF, в Московской области сведения о ПЗЗ размещены на Геопортале Подмосковья. Также ПЗЗ можно найти на сайтах местных администраций, список которых выложен по адресу https://mosoblarh.mosreg.ru/...
Направить предложение о внесении изменений:
В сентябре 2024 года представлен законопроект об ограничении сроков осуществления процедур, связанных с внесением изменений в ПЗЗ (от 5 до 20 дней). В пояснительной записке приведена статистика по срокам в различных регионах. Так в Республике Коми они достигают 720 дней.
При градостроительной деятельности (с 01.09.2021) — перечень мероприятий, осуществляемых в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства, ввода такого объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на него.
Может включать этапы:
Не путать с проектной документаций.
Документы, сведения, материалы, согласования, необходимые для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, включаются в Реестр документов ЕГИСОГД.
Последние события:
Постановлением Правительства Москвы №160-ПП от 10.02.2022 утвержден перечень процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности при реализации на территории города Москвы проектов по строительству объектов капитального строительства:
Примечание — О действиях инвестора при строительстве
В целом положения о строительстве разбросаны по бескрайнему множеству нормативно-правовых актов. С 01.09.2021 перечень необходимых мероприятий понемногу упорядочивается в рамках предусмотренного Градостроительным кодексом относительно нового понятия «Проект по строительству». Однако, есть еще один полезный документ под названием «Региональный инвестиционный стандарт» (Приказ Минэкономразвития России №591 от 30.09.2021)
Стандартом предполагается, что в субъектах РФ по единому подходу должны внедряться Своды инвестиционных правил. При этом максимальной алгоритмизации и оптимизации подлежат процедуры снабжения ресурсами, водоотведения, получения земельных участков в аренду получение разрешения на строительство, оформления права собственности на введенный в эксплуатацию объект, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре.
С 08.12.2021 приложениями стандарта являются соответствующие алгоритмы действий («клиентские пути»), которые могут помочь разобраться в последовательностях процедур.
Однако, похоже, что к концу 2022 года совсем уж единый подход выработать так и не удалось, и Минэкономразвития совместно с Росреестром представил из стандарта отдельно алгоритм действий инвестора по процедурам оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект как «примерный» (Приказ №677, №п/0471 от 07.12.2022) с тем, чтобы субъекты РФ уточняли его дальше под себя.
Примерный алгоритм действий инвестора по получению земельных участков в аренду утвержден приказом Минэкономразвития России №385, Росреестра №П/0215 от 13.06.2023.
Примечание — О мониторинге строительства объектов за счёт средств федерального бюджета
В декабре 2023 года появилась информация о подписании ПП РФ по повышению прозрачности строительства объектов в рамках государственных программ и национальных проектов, согласно которому для мониторинга выбрано девять обязательных контрольных точек:
Вид документации по планировке территории, подготавливаемый обычно в составе проекта планировки территории в рамках градостроительной деятельности в целях:
Наличие ПМТ обязательно при образовании:
Решения о подготовке документа (за свой счет) принимаются:
В других случаях — органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. В Москве за счет города разрабатывается примерно 10 проектов в месяц.
После разработки, общественных обсуждений (публичных слушаний) и утверждения проекта, сведения из него вносятся в реестр границ ЕГРН.
Не путать с Проектом межевания земельных участков.
Согласно мнению, изложенному в письме Росреестра №11-7628-АБ/21 от 12.10.2021, в ЕГРН могут быть внесены сведения о ПМТ, даже если они не содержат сведения о границах земельных участков, подлежащих образованию.
В Московской области можно попробовать найти проект на сайте Министерства строительного комплекса Московской области по ссылке https://msk.mosreg.ru/dokumenty/...
В Москве реквизиты утвержденного проекта межевания можно найти в ИАИС ОГД Москвы. Для этого необходимо найти нужную территорию, включить слой «Проекты межевания» и кликнуть левой кнопкой мыши на нужную территорию на карте. В окне со слоями появится информация о проекте межевания, который утвержден и действует на выбранную территорию: наименование и номер проекта, а также дата его утверждения.
Сами проекты межевания доступны для скачивания по ссылке https://www.mos.ru/dgi/... Поиск нужного проекта осуществляется по распоряжению, которым такой проект межевания был утверждён. Для этого в соответствующем поле необходимо указать «Распоряжение ДГИ/ДЗР об утверждении проекта межевания», а также указать часть адреса территории, на которую такой проект разработан. Для конкретизации поиска рекомендуется указать дату утверждения проекта межевания.
Если файл найти не удается, его можно заказать по услуге «Выдача копий правоудостоверяющих, правоустанавливающих документов» (9 рабочих дней, бесплатно).
Особенностью ПМТ, разрабатываемых на территории Москвы в соответствии с 449-ПП от 30.04.2019, является дополнительное отображение границ с минимизированными затратами на содержание многоквартирных домов (синие линии). В соответствии с 753-ПП от 28.08.2007, действовавшего до 02.03.2019, таким условным знаком отображались границы «минимизации установления обременений». Управление Росреестра по Москве считает, что границы земельных участков следует устанавливать по черным линиям. Департамент городского имущества полагает, что возможно установление границ по черным или по синим линиям в зависимости от решения собственника недвижимости (с защитой своего решения в суде).
В Москве требования к ПМТ установлены Приказом Департамента городского имущества г. Москвы и Москомархитектуры №63/253 от 12.04.2018. Ранее действовал Приказ Председателя комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы №13 то 13.02.2008 «Об утверждении откорректированных единых методических указаний по разработке проектов межевания территории рода Москвы».
Сравнение вариантов установления границ в городской застройке провели О.Ю. Лептюхова, Е.А. Фиров в статье: Классификация типов межевания жилых элементов планиовочной структуры // Экология урбанизированных территорий. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-tipov-mezhevaniya-zhilyh-elementov-planirovochnoy-struktury (дата обращения: 04.01.2024).
По классификатору строительной информации — «Создание модели объекта на основе описания этого объекта и (или) алгоритма его функционирования или алгоритма процесса его преобразования, в ряде случаев неоднократного на протяжении всего жизненного цикла объекта, с выдачей заказчику документации, в т.ч. проектной и рабочей документации, позволяющей создать этот объект» (код LCS>B, по состоянию на 18.01.2022).
Порядок определения сметной стоимости работ по подготовке проектной и рабочей документации утвержден Приказом Минстроя России № 707/пр от 01.10.2021.
При долевом строительстве — документ, содержащий информацию о застройщике и проекте строительства и определяющий объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц.
Форма проектной декларации утверждена приказом Минстроя №239/пр от 04.04.2022.
Документация, содержащая материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию утверждены ПП РФ №87 от 16.02.2008 и ГОСТ Р 21.101-2020.
Не путать с проектом по строительству.
Витрина типовых проектов размещена на сайте Главгосэкспертизы России по адресу https://vitrina.gge.ru/
Последние события:
Согласно позиции Минстроя России, изложенной в письме №3362-ОГ/08 от 21.02.2022 при отсутствии проектной документации эксплуатирующая организация должна принять все меры по ее восстановлению.
Примечание — Об обосновании проектных решений
Согласно изменениям, внесенным в Технический регламент о безопасности Федеральным законом №653-ФЗ от 25.12.2023, с 01.09.2024 разработчик проектной документации вправе обосновать соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности. Для этого необходимо использовать:
Постановлением Правительства РФ №708 от 30.05.2024 утверждены порядок подготовки и необходимое содержание результатов применения способов обоснования, в частности:
Примечание — О корректировке проектной документации
Согласно ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.
При этом проектная документация является основой для разработки рабочей документации, то есть рабочая документация не может противоречить проектной (ч.2.1 ст.48 ГрК РФ).
В соответствии с ч.1.3 ст.52 ГрК РФ при внесении изменений в рабочую документацию не требуется изменение проектной документации только в случае, если такие изменения соответствуют требованиям, предусмотренным п.1–5 ч.3.8 ст.49 ГрК РФ, и при этом изменения в рабочую документацию утверждены застройщиком, техническим заказчиком в порядке, предусмотренном ч.15 ст.48 ГрК РФ. В этом случае утвержденные застройщиком, техническим заказчиком изменения в рабочую документацию признаются частью проектной документации.
Во всех иных случаях при внесении изменений в рабочую документацию потребуется изменение и проектной документации, что приведет к повторному проведению экспертизы проектной документации.
Однако в целях оптимизации средств и времени в процессе строительства или реконструкции заказчику может прийти в голову мысль скорректировать только рабочую документацию, чтобы избежать повторное проведение экспертизы проектной документации. Но такой подход обязательно приведет к проблемам как при вводе объекта в эксплуатацию, так и в процессе самой эксплуатации объекта.
Несмотря на то, что в настоящее время при осуществлении ГКУ и ГРП не предусмотрена проверка сведений, содержащихся в техническом плане, на предмет их соответствия аналогичным сведениям в проектной документации (письмо Росреестра от 28.07.2021 № 13/1-5758-АБ/21), по требованиям Росреестра при подготовке технического плана, в том числе для ввода объекта в эксплуатацию, в качестве основы необходимо использовать именно проектную документацию (стадия «П»). Ввести объект в эксплуатацию и поставить его на кадастровый учет при указании в техническом плане результатов фактических измерений, которые будут соответствовать чертежам рабочей документации (стадия «Р»), но при этом которые будут противоречить проектной документации (стадия «П»), практически невозможно.
А если вдруг по какой-то причине в эксплуатацию с постановкой на кадастровый учет все же вводится объект с неучтенными изменениями (такая ситуация характерна как для ранее учтенных в БТИ объектов, так и для актуальных объектов), то это все равно приводит к проблемам, но позднее — при проведении любых последующих работ, когда попытка приведения сведений ЕГРН в соответствие с действительностью может рассматриваться государственными регистраторами уже как реконструкция или, в лучшем случае, как перепланировка.
Документ, который удостоверяет
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена приказом Минстроя России №446/пр от 03.06.2022, который с 01.09.2022 заменяет приказ Минстроя России №117/пр от 19.02.2015. Требования к формату предоставления сведений (XML) утверждены Приказом Минстроя РФ от 31.03.2023 №230/пр.
Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения описан в СП 68.13330.2017.
Последние события:
Документ, который дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, подтверждая:
Выдача разрешения в некоторых случаях не требуется, например:
Форма разрешения на строительство утверждена приказом Минстроя России №446/пр от 03.06.2022, который с 01.09.2022 заменяет приказ Минстроя России №117/пр от 19.02.2015. Требования к формату предоставления сведений (XML) утверждены Приказом Минстроя РФ от 31.03.2023 №230/пр.
Онлайн-услуги:
Последние события:
Случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области, установлены Законом Московской области №124/2014-ОЗ от 10.10.2014. С 16.02.2024 по изменениям в перечень вошли контрольно-пропускные пункты, здания административно-бытового назначения общей площадью не более 300 квадратных метров.
В случае, если договором аренды не предусмотрена возможность строительства на арендуемом земельном участке, перед подачей заявления неоходимо внести соответствующие изменения в договор с увеличением размера арендной платы на период строительства.
При градостроительной деятельности — общедоступный государственный информационный ресурс, реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.
Полное наименование: «Реестр документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 – 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российский Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства».
Входит в ЕГИСОГД.
Последние события:
Государственный информационный ресурс, содержащий требования, подлежащие применению при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации и сносе объектов капитального строительства.
Начиная с момента ввода в эксплуатацию ЕГИСОГД, формирование реестра осуществляется ФАУ «ФЦС».
Сайты:
Примечание — О создании Реестра требований
Исторически в России сложилась довольно замысловатая структура требований в области строительства. Существуют основополагающий «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Регламент), множество стандартов и сводов правил, а также два Постановления Правительства. В одном (№815 от 28.05.2021) перечислены пункты в документации, которые нужно соблюдать для обеспечения требования Регламента обязательно, а в другом (№687 от 02.04.2020) — добровольно. Это означает, что если вы их не соблюдаете, то все равно должны обеспечить требуемую по Регламенту техническую безопасность как-то иначе.
В 2020 году Минстрой РФ предпринял попытку как-то это упорядочить, запустив «Государственный реестр сводов правил (в области строительства)». По сути это была подборка сводов правил в неудобном нескачиваемом растровом формате с выделенными желтым цветом положениями, обязательными к исполнению. Очевидно, что в долгосрочной перспективе это не самый лучший вариант. Поэтому далее в рамках общей информатизации строительной отрасли Минстрой сосредоточился на создании «Реестра требований» как части будущей ЕГИСОГД, в котором в единой базе данных должны быть собраны отдельные положения из нормативно-технической документации, причем в машиночитаемом виде, что в теории сможет в будущем помочь с автоматизацией проектирования, проведения экспертизы и надзора.
01.09.2024 вступает в силу 653-ФЗ от 25.12.2023 «О внесении изменений…», согласно которому больше не будет перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Регламента, ведь для этого теперь есть реестр самих требований, подлежащих применению. Причем сами национальные стандарты и своды правил будут применяться только со дня включения таких требований в реестр.
Документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Регламента, теперь могут быть стандарты организаций. Минстрой РФ выпустил письмо №33734-СМ/08 от 17.06.2024 со следующими разъяснениями:
Правила формирования и ведения реестра утверждены ПП РФ №1417 от 31.08.2023, согласно которому:
Последние события:
Кроме линейных объектов — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Для линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
При строительстве — (reconstitution) реставрация, включающая в себя демонтаж и переборку по частям.
По классификатору строительной информации — «Изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов» (код LCS>H, по состоянию на 20.10.2021).
В Москве — совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с Программой реновации жилищного фонда, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства.
В Москве доступен сервис «Переезд по программе реновации», на котором представлены:
Последние события:
При градостроительной деятельности — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.
По классификатору строительной информации — «Ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей» (код LCS>G, по состоянию на 21.01.2024).
Снос объектов культурного наследия запрещен п.10 ст.16.1, п.13 ст.18 73-ФЗ от 25.06.2002.
Последние события:
Cоздание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
При строительстве — (construction work, construction) деятельность no созданию объекта капитального строительства.
По классификатору строительной информации — «Создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)» (код LCS>C, по состоянию на 20.10.2021).
Согласно ПП РФ №711 от 20.04.2022, вступающему в силу 01.09.2022 в этап строительства входит:
В отношении объектов производственного назначения под этапом строительства также понимается комплекс работ по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории.
Одноименная комплексная пятилетняя государственная программа «Строительство» утверждена в октябре 2022 года, а в феврале 2023-го года утвержден перечень капитального строительства в ее рамках до 2027 года. В ноябре 2022 года утверждена «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года».
Контроль лица, осуществляющего строительство (подрядчика), застройщика (технического заказчика) или организации, осуществившей разработку проектной документации и на ее основе рабочей документации и привлеченной застройщиком (техническим заказчиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части выполнения проверки соответствия выполняемых работ проектной и рабочей документации, требованиям нормативных технических документов).
Основные положения о контроле установлены в ст.53 Градостроительного Кодекса РФ.
В Едином реестре видов контроля представлены отдельные разделы по строительному надзору для каждого субъекта федерации, например, для Москвы: https://ervk.gov.ru/public/86655.
Последние события:
Изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, с указанием координат характерных точек границ такого земельного участка и его площади.
Схема подготавливается для образования земельного участка при отсутствии утверждённого проекта межевания территории. Она должна соответствовать утверждённым проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (при наличии). В утверждении схемы может быть отказано при наличии утверждённого ПМТ.
Подготовку схемы по общему правилу осуществляет исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Однако она может быть подготовлена и заинтересованным физическим или юридическим лицом. На практике так и происходит, поскольку такой документ является обязательным для подачи заявления на предварительное согласование предоставления земельного участка.
Также заинтересованное лицо обеспечивает подготовку схемы в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования. Кроме того, обязанность по подготовке схемы возложена на заинтересованное лицо при перераспределении частных участков для ИЖС, ЛПХ, ведения садоводства или огородничества с государственными или муниципальными землями.
СРЗУ готовится в форме электронного документа в соответствии с Приказом Росреестра №П/0148 от 04.03.2022. Платный онлайн-сервис по подготовке схемы есть в личном кабинете на портале Росреестра. Подготовка схемы в виде бумажного документа допускается, если подготовку такого документа обеспечивает заинтересованное физическое лицо в целях предоставления ему земельного участка без проведения торгов.
СРЗУ утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Такое решение должно содержать следующие сведения:
В случае образования земельного участка в территориальной зоне сохраняемого землепользования (индекс «Ф») в Москве, в распоряжении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается конкретный вид разрешённого использования, выбор которого должен быть согласован с Москомархитектурой. При этом для внесения сведений о виде разрешённого использования земельного участка в ЕГРН необходимо вместе с распоряжением о предварительном согласовании предоставления земельного участка предоставить письмо Москомархитектуры о согласовании выбора ВРИ.
Срок действия решения об утверждении схемы составляет два года.
В течение 5 рабочих дней со дня утверждения схемы такой документ направляется уполномоченным органом в Росреестр, в том числе для отображения на кадастровой карте.
Если предоставление земельного участка планируется без проведения торгов, как правило, схема утверждается решением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Общий срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет 30 дней. 16.11.2022 в третьем чтении принят законопроект №155719-8, которым с 01.03.2023 такой срок сокращается до 20 дней. В то же время согласно утвержденным административным регламентам предоставления государственных и муниципальных услуг такой срок составляет:
В 2022 году услуга по предварительному согласованию предоставления земельного участка осуществляется в срок не более 14 календарных дней (ПП РФ №629 от 09.04.2022 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году»).
Площадь земельного участка, образуемого согласно схеме, подлежит уточнению при проведении кадастровых работ. Отличие вычисленной кадастровым инженером площади земельного участка от указанной в схеме более чем на 10% является основанием для приостановления государственного кадастрового учёта. При этом согласно сложившейся практике в Москве кадастровый учёт может быть приостановлен, если значение координат одной из характерных точек границы земельного участка будет не соответствовать СРЗУ.
Последние события:
Примечание — О закреплении за кадастровым инженером полномочия по подготовки СРЗУ на КПТ
В сентябре 2023 года Парламент Карелии выступил с предложением сделать схему расположения земельного участка результатом кадастровых работ. Эта инициатива нашла поддержку на круглом столе Комитета Совета Федерации по экономической политике СФ РФ, прошедшем 14.12.2023. В итоговых рекомендациях Росреестру поручено рассмотреть возможность закрепления за кадастровым инженером полномочия по подготовки СРЗУ на КПТ. Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу 20.12.2023, но не нашел поддержки в Комитете Государственной Думы по вопросам собственности, земельным
и имущественным отношениям и был отклонен 21.05.2024.
Определяемая в процессе градостроительного зонирования зона, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Виды зон:
Приказом Минэкономразвития №620 от 06.09.2023 уточнены условные обозначения территориальных зон в документах территориального планирования.
В соответствии с п.7 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных ПП РФ от 20.08.2009 №688, характерные точки границ территориальных зон межевыми знаками не закрепляются, а обозначаются на местности опознавательными (информационными) и иными предупреждающими знаками в случае, если это предусмотрено законодательством РФ.
Особый вид территориальных зон в Москве, для которых основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельные параметры строительства в таких зонах установлены в соответствии со сведениям ЕГРН [ПП Москвы №120-ПП от 28.03.2017].
При этом в случае отсутствия в ЕГРН объектов капитального строительства на земельном участке числовые значения предельных параметров считаются равными нулю.
Алгоритм действий по установлению вида разрешенного использования земельного участка в территориальной зоне сохраняемого землепользования, на котором расположен многоквартирный дом, определен Протоколом совместного совещания Росреестра, ДГИ, Москомархитектуры от 31.10.2019 (по непроверенной информации отменен 02.2023).
По сложившейся практике в границах таких зон:
Вид градостроительной деятельности, планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Документы территориального планирования подразделяются:
Сведения, необходимые для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования, агрегируются в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения утверждены приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 №10.
Последние события:
Зона, для которой документами территориального планирования (схемой территориального планирования или генеральным планом) определены границы и функциональное назначение.
Функциональные зоны и параметры их планируемого развития, определенные генеральным планом или схемой территориального планирования муниципального образования, учитываются при установлении границ территориальных зон и градостроительных регламентов в рамках подготовки правил землепользования и застройки.
Градостроительный кодекс РФ не содержит перечень видов и состав функциональных зон, однако их типы приведены в сводах правил, например:
Другой пример — это Закон города Москвы №17 от 05.05.2010 «О Генеральном плане города Москвы», который устанавливает в качестве функциональных зон части территории города, ограниченные зонами особо охраняемых территорий, зонами водных поверхностей, зонами транспортной инфраструктуры и границами районов. Так выделены следующие виды зон:
Примечание — О разнице между функциональными и территориальными зонами
Отсутствие классификации функциональных зон непосредственно в градостроительном законодательстве в совокупности с отсутствием внятного объяснения, что же такое функциональная зона, приводит к тому, что такие зоны зачастую ошибочно путают с территориальными зонами, перечень которых закреплен статьей 35 ГрК РФ.
Здесь важно отметить, что функциональные зоны и параметры их планируемого развития, определенные генеральным планом или схемой территориального планирования (СТП), учитываются при установлении границ и градостроительных регламентов территориальных зон в рамках градостроительного зонирования при разработке правил землепользования и застройки (ПЗЗ).
Иными словами функциональное зонирование (Генплан, СТП) является основой для установления территориальных зон (ПЗЗ). Об этом следует помнить, поскольку если возникает необходимость изменить вид разрешенного использования земельного участка в ПЗЗ, сперва нужно проверить, в какую функциональную зону согласно утвержденному документу территориального планирования (Генплан, СТП) попадает земельный участок, и допускается ли в такой функциональной зоне использование земельного участка по желаемому назначению. Это сильно усложняет оформление документов в, казалось бы, рядовых ситуациях.
В том числе для упрощения процесса внесения подобных изменений в градостроительную документацию статьей 28.1 ГрК РФ предусмотрена возможность подготовки Единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования. С внедрением этого нового комплексного подхода можно осторожно предположить, что применение функционального зонирования, кажется, перестает отвечать новым принципам смешанной застройки, и для регулирования градостроительной деятельности со временем станет достаточным наличие территориальных зон.
Часть территории поселения, муниципального округа, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).
Виды элементов:
Комплекс мероприятий по содержанию, обслуживанию и ремонту зданий (сооружений), обеспечивающих их безопасное функционирование и санитарное состояние в соответствии с их функциональным назначением
Осуществляется в соответствии с СП 255.1325800.2016.
По классификатору строительной информации — «Комплекс мероприятий по содержанию, обслуживанию и ремонту зданий (сооружений), обеспечивающих их безопасное функционирование и санитарное состояние в соответствии с их функциональным назначением» (код LCS>D, по состоянию на 21.01.2024).
Справочник является объектом авторских прав. При использовании материалов следует указывать в источниках библиографическое описание:
Градостроительная деятельность. – Текст : электронный // Справочник кадастрового инженера Cadastre.ru : монография / С. А. Атаманов, С. А. Григорьев, З. С. Косаруков, М. С. Чуприн. – Москва, 2024. – URL: http://cadastre.ru/article/32 (дата обращения: 21.11.2024).
Онлайн-сервис для расчета и проверки на соответствие требованиям суммарной поэтажной площади, плотности застройки и процента застройки земельного участка
Онлайн-сервис для формирования отчетов об оценке качества согласно ГОСТ Р 57773-2017 (ИСО 19157:2013)
По приказу Росреестра №П/0393 от 23.10.2020 площадь определяется на основании натурных измерений такого объекта как площадь простейшей геометрической фигуры или путем разбивки на фигуры и суммирования их площадей. Для оценки точности определения (вычисления) площади рассчитывается средняя квадратическая погрешность
Справочник содержит множество определений, используемых в градостроительстве, при кадастровом учете и регистрации прав. Проверьте себя на их знание. За каждый правильный вопрос начисляется 1 балл, за неправильный снимается. Наберите 30 для получения сертификата
Узлами графа являются термины, а ребра построены на основе внутренних ссылок в определениях. Отдельные узлы кластеризуются по тематике
Полученные по API данные могут быть использованы как разъясняющие сопровождающие или исходные материалы в указанных при получении ключа доступа коммерческих или некоммерческих информационных системах (включая приложения), производных материалах
В Справочнике реализована возможность «собирать» термины в персональную концептуальную схему, семантическую сеть — это граф, где отраслевые термины представлены узлами, а связи между ними символизируют отношения, смысл которых вы определяете и задаете самостоятельно. В результате у вас постепенно формируется личная база знаний из взаимосвязанных ключевых отраслевых понятий.
Конкуренция за кадры и заказы с другими компаниями, навыки и учет времени сотрудников, проектирование бизнес-процессов услуг, подбор и обустройство офиса, закупка мебели и оборудования, разработка сайта и продвижение, учет доходов и расходов, налогов, сообщения от сотрудников и заказчиков, рейтинг компаний, карта
Мы решили зафиксировать отраслевые события, произошедшие за период с 1990-го года по текущее время, в виде хронологии. В первую очередь нас интересует кадастровый учет, регистрация прав, мониторинг и землеустройство, в какой-то мере геодезия и картография, градостроительство и учет природных ресурсов. За эти годы много раз изменилась структура органов исполнительной власти, одни государственные информационные ресурсы и системы постепенно заменялись другими.
Если вы первый раз на этом сайте, пожалуйста ознакомьтесь с разделом «О справочнике».
Вы можете создавать топики на любые темы, связанные с учетом недвижимости и регистрацией прав.
Все новые топики попадают на главную страницу, где их видят все посетители. Вы можете пользоваться этим, чтобы быстрее получать ответы на свои вопросы по нюансам выполнения работ.
Просьба сообщать о найденных ошибках, а также присылать имеющиеся у вас наработки и документы, которые позволят улучшить справочник, на npogeo@gmail.com
Доступ к справочнику с помощью Алисы в приложениях Яндекса (видео-обзор)
Вы можете задать здесь свой вопрос по этой теме