В феврале мы обсуждали проект требований к российским ГИС и их разработчикам. Итоговый вариант утвержден Приказом Росреестра от 24.05.2024 № П/0152/24
В июле 2023 года были внесены изменения в ст.23 431-ФЗ от 30.12.2015, по которым с 01.04.2024 при выполнении геодезических и картографических работ окологосударственными структурами и их подрядчиками требуется использовать российские геоинформационные технологии, системы и средства. Их же должны обязаны использовать органы государственной власти и местного самоуправления, подведомственные организации. Перечень технологий, систем и средств должен вестись на Федеральном портале пространственных данных.
Здесь стоит разобраться, чем отличаются средства, системы и технологии. По 431-ФЗ геоинформационные системы — это информационные системы, оперирующие пространственными данными, метаданными, картографическими материалами. Геоинформационные средства обеспечивают применение геоинформационных технологий, используются или создаются при проектировании геоинформационных систем и обеспечивают их эксплуатацию. Под технологиями здесь имеют в виду процессы и методы работы с пространственными данными, а также способы их осуществления. То есть средства реализуют технологии, и на их основе формируются системы.
В феврале 2024 года был представлен на обсуждение законопроект №145964, устанавливающий с 01.09.2024 требования, на соответствие которым уполномоченный ФОИВ (согласно ПП РФ №305 от 15.03.2024 — Минцифры) должен проверять эти используемые и разрабатываемые геоинформационные технологии, системы и средства. Итоговые требования утверждены Приказом Росреестра от 24.05.2024 № П/0152/24 (вступает в силу 01.09.2024).
В требованиях приведен состав сведений документации к геоинформационным системам и средствам и полный набор условий, которые можно себе представить в современных условиях, в том числе:
В упомянутый выше перечень основных функций входят:
Дополнительно системы могут уметь формировать списки данных в соответствии с правами пользователей, заданными оператором, авторизовывать пользователей и предоставлять многопользовательский удаленный доступ для просмотра и редактирования пространственных данных, выполнять контроль изменения пространственных данных на сервере и их синхронное обновление у пользователя.
Эти перечни интересны тем, что в целом описывают функциональные возможности специализированных программных продуктов на уровне нормативно-правового акта.